Лебедев К.В. "Пляска"
Лебедев К.В. "Пляска"

Балалайка – на самом деле ненастоящая?
5 (2)

Балалайка давно считается одним из главных символов русской народной музыки. Её характерный внешний вид и звучание тремоло неизменно вызывают ассоциации с русским фольклором и традициями. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что современный вариант этого инструмента существенно отличается от того, каким он был раньше.

Изначальный вид балалайки

Первые упоминания о балалайке относятся к концу XVII века. Она представляла собой длинный двухструнный инструмент примерно с 60 см длиной корпуса и очень длинной шейкой. Количество струн варьировалось от двух до шести, а форма корпуса была довольно произвольной. Чаще всего для его изготовления использовали тыкву или другие подручные материалы.

Таким образом, первоначальный вариант балалайки сильно отличался от современного инструмента стандартной конструкции. По сути, это был примитивный самодельный инструмент, который каждый музыкант изготавливал “под себя”.

Преобразование балалайки

Иллюстрация из "Этнографическое описание народов России, 1862 г." Г-Ф. Х. Паули
Иллюстрация из “Этнографическое описание народов России, 1862 г.” Г-Ф. Х. Паули

Поворотным моментом в истории балалайки стало ее “преобразование” музыкантом и композитором Василием Андреевым во второй половине XIX века. Именно тогда в России стал расти интерес к национальной культуре, и Андреев решил создать оркестр народных инструментов по образцу популярного в то время итальянского.

Для этого требовалось модернизировать саму балалайку и приспособить ее для оркестрового исполнения. Профессиональные мастера по заказу Андреева разработали усовершенствованную конструкцию инструмента – с четкими размерами, формой корпуса и количеством струн. Так появились разные размеры балалаек, объединенных в семейство.

Эти балалайки уже существенно отличались от народных и по сути представляли собой принципиально новый инструмент. По мнению многих музыкантов того времени, они являлись скорее искусственной имитацией народного инструмента. Тем не менее, благодаря этой модернизации балалайка получила свой нынешний классический вид.

Распространение современной балалайки

Новая усовершенствованная балалайка пришлась по вкусу публике. В 1888 году, при правлении Александра III, Андреев организовал первый оркестр балалаечников, который со временем приобрел статус Императорского и пользовался большой популярностью. Исполнение произведений на балалайках считалось модным и патриотичным.

Таким образом, именно благодаря модернизации Андреева классическая балалайка получила широкое распространение по всей России. Хотя по своей конструкции она уже мало походила на прежние народные инструменты, широкая публика восприняла её как “русскую народную балалайку”. Этот образ закрепился за ней на многие десятилетия.

Заключение

Таким образом, современный классический вариант балалайки, который мы привыкли считать традиционным русским народным инструментом, на самом деле является достаточно искусственным новоделом, созданным в конце XIX века.

Поэтому утверждение, что балалайка – это русский народный инструмент, верно лишь отчасти. Фактически речь идет о совершенно новом музыкальном инструменте, который, однако, тесно связан с русскими фольклорными традициями и ассоциируется в нашем сознании именно с ними.

Оцените статью
[Всего: 2 Оценка: 5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *