"Даждьбог" А. Шишкин
"Даждьбог" А. Шишкин

Даждьбог – Славянский Бог Солнца и Плодородия
4.9 (9)

В языческой мифологии древних славян центральное место занимал культ солнца и плодородия. Одним из главных божеств, олицетворяющих жизненно важные силы природы, был Даждьбог – бог солнечного света и тепла, дарующий урожай и изобилие. Его имя, ставшее нарицательным, встречается в летописных источниках, фольклорных произведениях и археологических находках. Давайте приоткроем завесу над этим загадочным персонажем славянского пантеона.

Имя, окутанное загадками

Точная этимология имени Даждьбога до сих пор вызывает споры среди лингвистов и историков. Одни связывают его с древнерусским повелительным наклонением “дажь/дай” и праславянским *bogъ (“счастье, благосостояние”), что буквально означает “дающий благосостояние”. Другие видят в нем сокращенную форму благопожелания “дажь боже” (“дай, Бог!”).

Дажбог. Под этим именем олицетворялось солнце красное, производительная сила природы. В этом смысле Дажбог считается дедом всех людей: «погибашеть жизнь Дажбожа внука» читаем мы в «Слове о полку Игореве».

Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.”

Третьи ученые обращают внимание на возможное родство с индоевропейскими корнями со значением “день”, “пожар”, а также с именами кельтского божества Дагды и древнеиндийского Дахака (Дахаки). Не исключено также заимствование из иранских языков, где “бага” означало “бог”. Так или иначе, во всех версиях просматривается связь с солнечным светом, теплом и плодородием. А. Гейштор в своей “Мифологии славян” о таком варианте:

Существует также другое этимологическое прочтение, предложенное Н.Р. Гусевой, которая выдвинула предположение о связи первого корня в слове Дажбога с иранским dag — «сжигать» и указала на индийского бога Дакса, олицетворяющего творческую энергию и мужество, что не представляется ни правильной, ни полезной аналогией, в то время как ее идея о связи бога с огнем весьма любопытна, поскольку она могла бы объяснить помещение Дажбога в круг Сварога.

Повелитель дневного света

"Храм Даждьбога" В. Иванов
“Храм Даждьбога” В. Иванов

Согласно древнерусским источникам, Даждьбог был сыном верховного бога-громовержца Перуна и богини Росы (или Расы). В некоторых мифах он фигурирует под именем Тарха Перуновича. Его основной функцией было управление дневным солнечным светом, который он “развозил” по небосводу на крылатой огненной колеснице с белоснежными крылатыми конями.

По утрам и вечерам, как гласят предания, Даждьбог пересекал на чудесной ладье, запряженной утками, бескрайний океан между землей и небесами, открывая или закрывая путь солнечному светилу. Его появление на горизонте каждое утро символизировало победу света над тьмой, начало новой жизни.

В “Слове о полку Игореве” русичи именуются “Даждьбожьими внуками”, что подчеркивает их родственные узы и призывает к единению перед внешней угрозой.

Тогда, при Олезе Гориславличи
Сеяшется и растяшеть усобицами,
Погибашеть жизнь даждьбожа внука.
В княжих крамолах
Веци человеком скратишась.
Тогда по Руской земли
Редко ратаеве кикахуть,
Но часто врани граяхуть,
Трупия себе деляче…

А в древнерусской “Повести временных лет” Даждьбог упоминается третьим в ряду главных киевских идолов после Перуна и Хорса.

Если у автора «Повести временных лет» ни Сварог, ни Сварожич не попали в пантеон Владимира, то Дажбог занял в нем подобающее им или в их замещение место. Это положение было весьма важным и имело какое-то отношение к военной сфере, поскольку автор «Слова о полку Игореве» называет русских князей «внуками Дажбога».
А. Гейштор “Мифология славян”

Щедрый даритель жизни

Воплощая живительную энергию солнца, Даждьбог считался дарителем плодородия, урожая и благосостояния. Кроме того, он был покровителем земледельцев, чья жизнь напрямую зависела от солнечных циклов и погодных условий.

Его часто именовали “гостем”, посланником из мира богов, который щедро одаривал людей плодами своих трудов – колосящимися нивами, цветущими садами, поющими птицами. Никогда не упоминалось о скупости или жадности Даждьбога – он был самым щедрым из божеств, изливавшим на землю потоки благодатного света и тепла.

Сие божество было так же благородное, податель всяких благ земных, богатства, счастья и благополучия. Жертвовали ему только усердными молитвами и испрошением у него милости; ибо благотворение не требует ничего кроме прошения и признательности. Г. Херасков прилично именует его во «Владимириаде» — «Дажбог плодовитый», когда верили, что от него получают всякие блага, как от неиссякаемого источника. Божницу он имел в Киеве. Он служил эмблемою благополучия, которое обоготворяли древние римляне.

“Древняя религия Славян” Г.А. Глинка

В славянском фольклоре сохранились песни-заклички, обращенные к Даждьбогу с просьбой “замкнуть зиму”, то есть прогнать холода и разбудить природу ото сна. Считалось, что если правильно призвать доброго бога, он непременно исполнит эту просьбу и откроет двери для долгожданного тепла.

Человеческий облик божества

Как же выглядел Даждьбог в представлении древних славян? Наши предки рисовали его образ молодого мужчины с прямым взглядом чистых небесно-синих глаз, от которых не укроется ни один уголок земли. Его огненно-рыжие кудри напоминали лучи яркого светила. Хотя есть и другие мнения.

В Слове о полку Игореве встречаем Дажьбога, который здесь, правда, по очень темному месту, считается таковым же божественным дедом, как Стрибог. Нет сомнения, что радуга у нас принадлежала к числу мифологических существ, и, вероятно, имела отношение к Дажьбогу и Подаге, как сравнивает Шафарик, хотя трудно решить, как вместо па очутилось начальное ра.

Касторский М. И. “Мифология славян. Обзор и комментарии.”

В целом облик Даждьбога источал величие, благородство и правдивость, присущие воплощению небесного дневного света и главному хранителю жизненных сил природы. На старинных солярных символах, обнаруженных археологами, часто встречаются изображения конских голов – знака Даждьбога.

Часть целого пантеона

"Дажьбог" В. Крыжановский
“Дажьбог” В. Крыжановский

Хотя Даждьбог и был одним из высших божеств в славянской мифологии, он вписывался в целую систему сложных взаимосвязей с другими персонажами пантеона. Согласно некоторым теориям, его противопоставляли Стрибогу (богу ветров и воздушного пространства) как “дающего” и “рассеивающего” жизненные блага.

Иногда культ солнца мог сливаться с культами других солярных божеств – в частности, иранского Хорса (Хурса). Возможно, именно поэтому в “Повести временных лет” имена Дажьбога и Хорса стоят рядом и не разделены союзом, в отличие от остальных.

Хоре и Даждьбог — оба одинаково означают бога солнца. На основании этого ученые делают вывод о том, что Владимир в своем языческом пантеоне объединил богов различных племен. Если Даждьбог и Стрибог были славянскими божествами, то Хоре, возможно, являлся богом Солнца у южных племен, где была сильна скифо-аланская примесь; этим же племенам, по всей вероятности, принадлежал и Семаргл, божество подземного мира, где находятся кости предков и корни, питающие растения.
Б.А. Рыбаков “Первые века русской истории”

Народная память

Следы почитания Даждьбога прослеживаются в позднейших легендах, иконографии и даже в христианской традиции. Так, существует гипотеза, что его антропоморфный образ мог позже частично слиться с ликом Святого Георгия, наделенного сходными чертами солярного героя.

В любом случае, культ этого языческого божества, олицетворявшего фундаментальные жизненные силы, был настолько значим, что сохранился в фольклоре, памятниках, обрядах и даже в пословицах русского народа вплоть до наших дней. Это подчеркивает особое место, которое занимал Даждьбог в мировосприятии древних славян.

Заключение

Даждьбог – одна из самых загадочных и в то же время выразительных фигур в славянской мифологической системе. Воплощая могучую созидательную силу солнечного света и тепла, это божество олицетворяло жизненно важные для земледельцев процессы плодородия и цикличности природы.

Список литературы

  • А. Гейштор “Мифология славян” – М., Издательство «Весь Мир», 2014 г.
  • Г.А. Глинка “Древняя религия Славян” – Амрита-Русь, 2022 г.
  • Б. А. Рыбаков “Первые века русской истории” – М., Издательство «Наука», 1964 г.
  • Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.” — М.: Академический проспект; Культура, 2015 г.
  • Касторский М. И. “Мифология славян. Обзор и комментарии.”, по изданию 1841 года – М., Амрита-Русь, 2022 г.
  • Соловьев С. М. “История России с древнейших времен”, книга I, – Издательство Социально экономической литературы, 1962
Оцените статью
[Всего: 9 Оценка: 4.9]

5 комментариев

  1. По мнению лингвистов, имя Дажьбога этимологически связано с аналогичными элементами в ведийских текстах, таких как daddhibhagam, что означает “дай долю (богатства)”. У восточных славян Дажьбог, вероятно, имел аналогов среди западных славян в образе Dacbog и среди южных — в виде Дабога. Согласно этимологическим данным и текстам “Ригведы”, Дажьбог был воспринимаем как распределитель благ и богатств.

  2. В Ипатьевской летописи сказано: “По смерти же Феоста (Гефеста), которого также называют Сварогом, царствовал его сын по имени Солнце, которого зовут Дажьбог. Царь Солнце, сын Сварога, и есть Дажьбог”. Таким образом, согласно летописи, Дажьбог представлен как сын Сварога и бог Солнца.

  3. Боги пантеона князя Владимира упомянуты в “Повести временных лет” (ПВЛ), однако, помимо этого, существуют и другие источники, такие как поучения против язычества и исповедальные вопросы, где критикуются древние верования. Интересно, что сам Дажьбог в таких текстах практически не упоминается.

  4. Предположение о Дажьбоге как солярном боге основано на некоторых фольклорных материалах, но однозначных подтверждений этому нет. Такое представление связано с трактовкой мифологических образов и возможной ассоциацией имени с солнечным светом и благами, однако прямых доказательств его солярной природы в источниках мало.

  5. Если опираться на описание Дажьбога в некоторых современных интерпретациях, таких как “Славянские мифы”, то его образ представлен с комическими и даже нелепыми чертами. Согласно этим мифам, Дажьбог несколько раз подвергался нападениям со стороны своей жены, но, несмотря на это, упорно не принимал происходящее всерьез. Это изображение добавляет элемент иронии в его образ, противопоставляя его более героическим или мудрым персонажам мифологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *