А.А. Шишкин "Хорс"
А.А. Шишкин "Хорс"

Бог Хорс в славянской мифологии
5 (4)

В славянской мифологии существует немало загадочных персонажей, чья природа и предназначение до сих пор остаются предметом ожесточенных споров среди ученых. Одним из таких божеств является Хорс – бог, олицетворяющий солнечный диск. В этой статье мы погрузимся в увлекательный мир древних верований и попытаемся разобраться в противоречивых свидетельствах о роли и значении этого важного небожителя в жизни наших предков.

Происхождение и значение имени

Само имя «Хорс» имеет несколько возможных этимологических истоков. Одна из наиболее распространенных версий связывает его с иранским словом «хварсет», что переводится как «сияющее солнце». Эта гипотеза подкрепляется тем фактом, что культ Хорса был широко распространен среди арийских народов под именем Хорсета задолго до того, как он проник в славянский пантеон.

В отношении Хорса у исследователей возникают противоречивые суждения. Фонетическое созвучие с иранским xvar — «ореол», «нимб», с персидским — χor, χores, χoršid χuršēt — «сияющее солнце» и с индийским hára, háras — «огонь» позволяло видеть в Хорсе солярного бога, заимствованного из иранского круга. Это имя было заимствовано в другой части света, поскольку у вогулов и остяков известен бог неба Кырст , соответствующий Кроносу, а у ватяков квар — «воздух», «небо».

А. Гейштор “Мифология славян”

Другие исследователи находят корень «хор» в славянских языках, где он может означать «круг», «хоровод» или даже «хорошо», что вполне соотносится с солярной природой этого божества. Некоторые ученые даже усматривают связь между именем Хорса и названием города Корсунь (Херсонес), который в древности звучал как Хорсунь.

Место в славянском пантеоне

В.Б. Иванов "Храм Хорса. Осень"
В.Б. Иванов “Храм Хорса. Осень”

Согласно летописным источникам, таким как «Повесть временных лет», Хорс занимал одно из центральных мест в пантеоне языческих богов Киевской Руси. Князь Владимир, проведя религиозную реформу в 980 году, велел установить на холме в Киеве идолы шести главных божеств, среди которых был и Хорс. Его статуя стояла рядом с Перуном и Даждьбогом, что свидетельствует о высоком статусе этого солярного божества.

Что он олицетворял

Одним из наиболее спорных вопросов, связанных с Хорсом, является его истинная природа – олицетворял ли он солнце или луну? Большинство исследователей склоняются к солярной интерпретации, ссылаясь на упоминания в «Слове о полку Игореве», где говорится о том, что князь Всеслав Полоцкий «пересек путь великому Хорсу». Однако некоторые ученые, такие как фольклорист М.А. Максимович, трактовали этот отрывок как указание на лунную природу Хорса, ведь события происходили ночью.

Сторонники лунной теории также опираются на славянские поверья, согласно которым волколаки и оборотни были тесно связаны с луной. В этом контексте образ Всеслава, превращающегося в волка, может быть истолкован как символическое противостояние лунному божеству.

Более пространное упоминание о Хорсе содержится в «Слове о полку Игореве». Там мы читаем, что князь Всеслав Полоцкий судиллюдей и дарил князьям города, в то время как ночью волком бегал из Киева в Тмутаракань, которой достигал до пения петухов, перебегая дорогу «великому Хорсу». Большинство исследователей понимает этот отрывок, как пересечение князем, отправлявшимся на юго-восток, солнечного пути, проходившего с востока на запад.

Вместе с тем уже А. Брюкнер видел в этом отрывке аллюзию на луну. Имя Хорс он возвел к праславянскому карсъ, или харсъ, «истощение», что могло бы быть аллюзией на постоянно «худеющий» месяц. Витторио Пизани поддержал эту точку зрения и отметил связь между обороянями и луной в верованиях о вурдалаках. По его мнению, Хорс ночью движется с востока на запад, в то время как Всеслав бегал с севера на юг и обратно.

Таким образом, Хорс — это месяц и тем самым он составляет пару с Дажбогом, богом солнечного света; и если он «сияющий», то, возможно, только лунным светом?

А. Гейштор “Мифология славян”

Мифы и легенды

Несмотря на разногласия относительно солярной или лунной сущности Хорса, его роль в славянской мифологии была весьма значительной. Согласно преданиям, он был сыном древнейшего бога Рода и братом Дивии, олицетворявшей Луну. Его супругой считалась Заря-Заряница, а детьми – Денница (утренняя звезда) и Радуница.

В одном из мифов рассказывается, как Денница, юный и дерзкий, попросил отца позволить ему управлять огненной колесницей солнца. Хорс предупреждал сына об опасности, но в итоге уступил его настойчивым просьбам. Однако Денница не смог обуздать огненных коней, и они понеслись по небу, сжигая все на своем пути. В результате Денница рухнул на землю и разбился.

Другая легенда повествует о том, как Хорс помог освободить Перуна, захваченного злым Скипером-Зверем и заточенного под землей. Вместе с другими богами Хорс нашел Перуна и оживил его живой водой.

Культ и традиции

Несмотря на принятие христианства, культ Хорса продолжал существовать на окраинах Руси, как свидетельствует «Слово некоего Христолюбца». День почитания этого божества совпадал с зимним солнцестоянием, которое праздновалось 21-22 декабря. В этот день славяне приносили Хорсу различные дары, такие как курник (пирог с курицей), каша, блины и мед.

Одной из наиболее интересных традиций было купание в проруби, которое, как считалось, обладало очистительной силой и избавляло человека от негативной энергии. Также в честь Хорса устраивались хороводы – ритуальные танцы, символизирующие движение солнца по небосводу.

Среди оберегов и символов, связанных с Хорсом, выделяются Огнивец, Солнцеворот и Колард. Эти древние знаки вышивались на одежде, вырезались на предметах быта и использовались в создании амулетов, призванных защищать своих владельцев.

Образ и изображенияъ

"Изображение Хорса из книги Георга Шлейссинга «Древняя и современная религия московитов», 1698
“Изображение Хорса из книги Георга Шлейссинга «Древняя и современная религия московитов», 1698

Летописные источники и свидетельства путешественников дают нам представление об облике Хорса. Согласно описанию немецкого путешественника Иоганна Вундерера, который якобы видел идол Хорса под Псковом в 1590 году, божество изображалось стоящим на змее, с мечом в одной руке и «огненным лучом» (молнией) в другой.

Однако историки скептически относятся к этому свидетельству, ссылаясь на то, что Хорс никогда не изображался как змееборец. Более распространенным был образ Хорса как мужчины в расцвете сил, с румяными щеками, светлыми кудрями и неизменной улыбкой на устах. Он часто представлялся сидящим на белом коне или восседающим на огненной колеснице, запряженной двенадцатью конями.

Заключение

Хорс – загадочная и многогранная фигура славянского пантеона, чье истинное значение и природа до сих пор остаются предметом острых дискуссий среди ученых. Будь то солярное или лунное божество, его роль в жизни наших предков была несомненно велика. Этот бог олицетворял надежду на тепло и изобилие, защищал от холодов и диких зверей, а его культ пережил даже приход христианства на Русь.

Оцените статью
[Всего: 4 Оценка: 5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *