Имя Довмонта Псковского вписано в летопись русской истории как образец княжеского служения, воинской доблести и духовного подвига. Эта статья подробно расскажет о пути литовского князя, который стал защитником Пскова, его военных достижениях и духовном наследии.
Литовский путь: от князя к изгнаннику
Довмонт, известный также как Домантас, родился в Литве между 1227-1240 годами и был одним из князей этой земли. Родословная Довмонта окутана множеством легенд и противоречивых свидетельств. Одни летописи называют его сыном короля Миндовга, с этой версией был согласен Н. М. Карамзин, другие — выходцем из Полоцка, третьи — родственником литовских князей. Точная версия до сих пор остается предметом научных дискуссий.
Что бесспорно — в середине XIII века молодой литовский князь был вынужден покинуть родные земли. Причины его бегства были связаны с острым политическим конфликтом: Довмонт был замешан в убийстве короля Миндовга и подвергался преследованию со стороны его сына Воишелка.
По легенде жена Миндовга была родной сестрой его супруги, и при смерти оставила странное завещание женится на ее сестре. Он смирился, но когда племянник князя Тренята затеял заговор против дяди, он поддержал его. Мидовг был убит, но все пошло не по плану, его сын Воишелк начал войну, в которой одержал победу.
В 1263 г. он был убит заговором князей, из которых у одного князя Налыцанского Довмонта он отнял жену. Мстителем явился сын его Войшелг. Свергнув монашеские ризы, Войшелг избил всех убийц (Довмонт спасся во Пскове) и страшно свирепствовал; насытив жажду мщения, отдал Литву Шварну (ум. 1267).
Бестужев-Рюмин К. Н. “Русская история. До конца эпохи Ивана Грозного.”
Это заставило Довмонта покинуть родину. Примерно в 1265 году он оказался в Пскове, который стал для него новой родиной.
Этот переход стал результатом сложной политической игры. Вероятно, Довмонт надеялся найти в Пскове не только убежище, но и поддержку против литовских соперников. Его появление в городе вызвало интерес и доверие со стороны псковичей. Для небольшого, но стратегически важного Пскова союз с опытным князем был выгодным.
Принятие православия и правление в Пскове
Одним из первых шагов Довмонта после прибытия в Псков стало принятие православия. Крестившись под именем Тимофей, он не только подтвердил свои намерения остаться в русской земле, но и укрепил доверие псковичей. Этот шаг был важным с политической и культурной точки зрения, так как православие служило объединяющим фактором для всех слоев населения.
В Литве в это время произошли усобицы, вследствие которых прибежал во Псков один из литовских князей, именем Довмонт, с дружиною и с целым родом, принял крещение под именем Тимофея и был посажен псковитянами на столе св. Всеволода: здесь в первый раз видим то явление, что русский город призывает к себе в князья литвина вместо Рюриковича, явление любопытное, потому что оно объясняет нам тогдашние понятия и отношения, объясняет древнее призвание самого Рюрика, объясняет ту легкость, с какою и другие западные русские города в это время и после подчинялись династии князей литовских.
Соловьев С. М. “История России с древнейших времен”
Довмонт быстро завоевал уважение горожан. Он показал себя справедливым, но решительным правителем, который заботился о защите Пскова и улучшении жизни его жителей. Источники сообщают, что его правление стало временем относительного мира и стабильности, несмотря на постоянные угрозы извне.
Пскову нужен был князь-воин, а Довмонт был довольно известным ратаоборцем, к тому же изгоем. Тогда понятие Литвы не имело никакого отношения к современности, родным языком там был русский, а Великое княжество Литовское не зря историки называют “Литовско-Русским государством”.
Женившись в 1282 году на Марии Дмитриевне, внучке Александра Невского, Довмонт укрепил свой политический статус. Их брак был не только династическим союзом, но и глубоким личным партнерством. После смерти мужа Мария приняла монашество, что было типично для аристократок того времени.
Защитник Пскова: военные подвиги Довмонта
Главная заслуга Довмонта перед Псковом — его умение защищать город от многочисленных врагов. XIII век был временем непрерывной борьбы за власть и территорию. Псков, находясь на границе с Ливонским орденом, часто подвергался нападениям. Несмотря на то что первым делом он решил отомстит Герденю полоцкому, завоевав стольный град, и взяв в плен его жену и детей, в дальнейшем все свои силы он направлял на защиту Псковских владений.
Довмонт оправдал сию доверенность подвигами мужества и ненавистию к соотечественникам: разорив область Литовского Князя Герденя, пленил его жену, двух сыновей и на берегах Двины одержал решительную над ним победу [18 июня]. Множество Литовцев утонуло в Двине, и сам Гердень едва ушел; а Псковитяне, славя храбрость Довмонта, с восхищением видели в нем набожность Христианскую: ибо он смиренно приписывал успех своего оружия единственно заступлению Святого Леонтия, победив неприятелей в день памяти сего Мученика.
Карамзин Н.М. “История государства Российского”
Особенно знаменита Раковорская битва 1268 года. Тогда объединенное русское войско под командованием Дмитрия Перяславского, старшего сына Александра Невского, и при непосредственном участии Довмонта разгромило датско-немецкие силы. Летописи отмечали: такой страшной сечи не видели ни отцы, ни деды.
Это было объединённое выступление русских княжеств против Ливонского ордена. Под командованием Довмонта псковичи сыграли одну из ключевых ролей в разгроме рыцарей. Победа не только укрепила позиции Пскова, но и стала символом единства русских земель перед внешними угрозами.
И пришедшим им на реку Кигору, и ту сретоша их полки немецкия во множестве силы, яко песок, вся бо земля Немецкая собралася. И начаша князи полки наряжати: новоrородская сила в лице немец противу великой железной свиньи, а князь Домант со псковичи на правой руце, а князь Дмитрей Александрович и князь Святослав Ярославич повыше правыя руки, а князь Михайла Ярославич на левой руце со многими князи; и бысть сила велика руских князей, им же числа несть. И снидошась полцы на битву, и начаша помалу травитися, таже освирепевше, разъяришася и сотвориша бой велий. И бысть сеча зла, и кровь лился, аки вода, не могоша кони скакати, всюду бо беша мертвии, аки копны сворочены лежаху.
Татищев В.Н. “История Российская”
В 1269 году немцы решили опять испытать Псков на прочность, как написано в “Повести о князе Довмонте” – “Пришли немцы в силе великой под Псков”. Приступ князь отбил, но сил отогнать врага не было. Но на помощь пришли новгородцы и осада была снята.
И в 1271, и в 1272 ливонский магистр продолжал попытки набегов на окрестности Пскова и сам город. Но каждый раз Довмонт одерживал верх.
Внутренняя политика
То были годы усобиц, князья боролись за Владимирское княжение, не стесняясь привлекать татар на свою сторону. Князь Довмонт оставался нейтральным, несмотря на многочисленные предложения.
В 1281 году Андрей Городецкий получил “ярлык” на великое княжение, и привел с собой татарские тумены. Князь Дмитрий Александрович заранее отъехал в крепость Копорье, где хранилась его казна. Он надеялся там переждать вторжение и накопить силы, рассчитывая на помощь новгородцев. Но те предали его, захватив семью в заложники и потребовав передать им крепость.
Вот тут князь Довмонт и показал клыки, он не бросил своего боевого товарища, которому к тому же приходился зятем. Стремительным ударом он захватил Копорье и Ладогу, вернул казну и освободил людей.
Скупые строчки летописи повествуют об этом дерзком рейде Довмонта Псковского: «Изыде изо Пскова князь Довмонт Псковский, и взял же Копорья всю казну тестя своего, а бояр его и слуг изведе из Копорья и отослал ко тестю своему к великому князью Дмитрию Александровичу. И шед взя Ладогу, в ней же были многи люди великого князя Дмитрия Александровича. Он же изведе их, такоже отосла ко тестю своему…»
Каргалов В. В. “Полководцы X-XVI вв.”
И во время “Дюденевой рати” в 1293 году не побоялся он дать приют князю Дмитрию, который был вынужден бежать в Псков.
Строительство Довмонтова города
Довмонт не только вел войны, но и занимался укреплением города. Именно при нём появилась новая линия оборонительных стен, которая впоследствии получила название Довмонтов город. Эти стены стали важной частью оборонительной системы Пскова, помогая ему противостоять врагам на протяжении многих лет.
Духовное наследие: святой покровитель Пскова
Довмонт умер в 1299 году, оставив о себе память как о праведном и мудром князе. Есть две версии его смерти, по одной он скончался от мора, терзающего тогда город, по другой, от ран полученных при отражении в марте вторжения Ливонского ордена. Его похоронили в Троицком соборе.
Меч князя стал символом псковской независимости и использовался при избрании новых князей. Легенды рассказывают о чудесах, связанных с именем Довмонта. Псковичи считали его своим небесным покровителем, который даже после смерти продолжал защищать их от врагов.
В 16 веке он был канонизирован как святой князь Псковский. Этот процесс был частью широкой традиции почитания князей, сыгравших ключевую роль в защите православия и земли Руси.
Однако, канонизация Довмонта также отражает более широкий контекст того времени, когда связывание светской и духовной власти было важным элементом укрепления политической легитимности правителей.
Заключение
Довмонт Псковский остается одной из самых значимых исторических фигур своего времени. Его правление было временем стабилизации и укрепления Пскова, который смог отстоять свою независимость и продолжить свое существование как самостоятельная сила в регионе.
Правление Довмонта стало переломным моментом для Пскова. Его умение защищать интересы города, справедливость и духовная сила сделали его образцом для последующих поколений.
Хронология жизни и правления Довмонта Псковского
1230-е годы
Рождение Довмонта (Домантаса) в Литве. Вероятно, он принадлежал к княжескому роду и владел Нальшанским уделом. Согласно одной из версий, был сыном Миндовга, по другой — братом Тройдена.
1263–1265 годы
- Довмонт участвует в убийстве великого князя Миндовга, что вынуждает его бежать из Литвы. Причина — преследования со стороны Войшелка, сына Миндовга, ставшего самым могущественным князем.
- Довмонт прибывает в Псков, где принимает православие под именем Тимофей.
1266 год
Довмонт избран псковичами князем. Его военный опыт и связи делают его удобным кандидатом для противостояния внешним врагам.
1268 год
- Участвует в битве при Раковоре на стороне новгородцев, сражаясь с Ливонским орденом. Эта битва приносит ему славу выдающегося полководца.
- Его отношения с Новгородом укрепляются, и Псков приобретает большую автономию.
1269 год
- Ливонские рыцари осаждают Псков, но Довмонт успешно организует его оборону. На помощь приходят новгородцы, и враг отступает.
- Начинается активное строительство оборонительных укреплений, известных как Довмонтов город.
1270 год
Довмонт временно теряет власть, но вскоре возвращается благодаря поддержке псковичей.
1282 год
- Женится на Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича, что укрепляет его позиции и связи с новгородскими и суздальскими князьями.
- Оказывает военную помощь своему тестю в борьбе с его братом Андреем за великокняжеский престол.
1299 год
- В марте Ливонские рыцари вновь вторгаются в Псковские земли, но их атака отражена благодаря военной стратегии Довмонта.
- 20 мая Довмонт умирает в Пскове. Причиной могла быть эпидемия или раны, полученные в последнем сражении.
После смерти
- Канонизирован Русской православной церковью как святой.
- Его меч сохраняется как реликвия, а личность Довмонта становится символом борьбы за независимость Пскова.
Список литературы
- Карамзин Н.М. “История государства Российского” в двенадцати томах, Том IV – Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука», 1991 г.
- Татищев В.Н. “Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т.5, 6. История Российская. Часть 3,4” — Репринт с изд. 1963, 1964 гг. — М.: Ладомир, 1995 г.
- Соловьев С. М. “История России с древнейших времен”, книга II, – Издательство Социально экономической литературы, 1962 г.
- Каргалов В. В. “Полководцы Х-XVI” – М.: ДОСААФ, 1989 г.
- Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.” — М.: Академический проспект; Культура, 2015 г.
Предлагаю рассматривать Довмонта и его современников через призму их этнической принадлежности – литвинов, что позволит четко подчеркнуть их славянское происхождение и отличие от современных литовцев.
Псков представлял собой уникальную средневековую городскую республику с собственным вечевым колоколом. Местная боярская дума приглашала князей для защиты города. Князь Довмонт прибыл во Псков с дружиной из 300 опытных воинов, предложив свои услуги по охране и обороне территории. В знак искренности он принял православие, что символизировало его окончательный выбор и разрыв связей с прежней родиной. Этот шаг был типичным дипломатическим решением того времени. Он проявил себя как человек чести, мужества и верности, что навсегда вписало его имя в псковскую историю.
Привлекательной для меня выглядит гипотеза о происхождении Довмонта как сына Полоцкого князя Товтевила. Несмотря на определенные неточности в этой версии, она становится более убедительной, если допустить, что Товтевил приходился сыном брату Миндовга. В таком случае генеалогическая линия выстраивается более логично.
Почему на иконе “Небесная сень” изображён святой Довмонт, но отсутствует Александр Невский? Ведь Довмонт был канонизирован Русской православной церковью ненамного позже Невского. Возможно, причина в том, что это псковская икона, а для Пскова их святой всегда был “ближе”?