"Рюрик Великий князь Новгородский в 862-879" портрет из Царского титулярника
"Рюрик Великий князь Новгородский в 862-879" портрет из Царского титулярника

Князь Рюрик и история происхождения Руси как государства
4.9 (9)

Рюрик стал отправной точкой становления мощного государства, которое навсегда изменило историю Восточной Европы. В данной статье мы исследуем роль Рюрика и Олега в образовании Русского государства.

Происхождение

Происхождение Рюрика, считающегося основателем династии Рюриковичей и первым правителем Руси, остается предметом споров среди исследователей. Согласно одной из версий, он был скандинавским вождем или конунгом, призванным славянскими и финскими племенами для управления их землями.

По времени появления первым ученым мнением о варягов было то, которое ведет их из Скандинавии. Один из академиков Т.С. Байер – высказал это мнение. Байер не считал варягов Руси за какое-либо из скандинавских племен и не отыскивал места их жительства. «Я утверждаю, — говорит он,- что варяги русских писателей были благородные люди из Скандинавии и Дании, союзники на войне и наемные воины русских, спутники князей, употребляемые и в делах гражданских.

Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.”

Некоторые ученые отождествляют его с датским конунгом Рёриком из Хедебю. Однако приверженцы антинорманистской теории предлагают альтернативные гипотезы о его происхождении, не связанные с варягами. Н.М. Карамзин писал про такую теорию:

В Степенной Книге XVI века и в некоторых новейших летописях сказано, что Рюрик с братьями вышел из Пруссии, где издавна назывались Курский залив Русною, северный рукав Немена или Мемеля Руссою, окрестности же их Порусъем. Варяги-Русь могли переселиться туда из Скандинавии, из Швеции, из самого Рослагена, согласно с известием древнейших Летописцев Пруссии, уверяющих что ее первобытные жители, Ульмиганы или Ульмигеры, были в гражданском состоянии образованы Скандинавскими выходцами, которые умели читать, и писать.
Долго обитав между Латышами, они могли разуметь язык Славянский и тем удобнее примениться к обычаям Славян Новогородских. Сим удовлетворительно изъясняется, от чего в древнем Новегороде одна из многолюднейших улиц называлась Прусскою.

История государства Российского

Историк С.М. Соловьев выдвигает гипотезу, что варяги не являлись отдельным народом, а представляли собой разнородную военную группу, в которой преобладали выходцы из Скандинавии. Эту точку зрения подкрепляют исследования В.И. Ламанского и М.П. Погодина, опирающиеся на свидетельство Гельмольда. Согласно этому источнику, маркоманами называли людей разного происхождения, заселявших приграничные области. В славянских землях существовало множество таких областей, включая Вагирскую провинцию, где проживали опытные воины как датского, так и славянского происхождения.

"Призвание князей варяжских. Князь Рюрик. 862-879 г." В. П. Верещагин
“Призвание князей варяжских. Князь Рюрик. 862-879 г.” В. П. Верещагин

Ламанский также обоснованно отмечает тесные связи славян с норманнами и их совместное участие в различных военных кампаниях. Это позволяет предположить, что славяне могли проникнуть на Русь вместе с норманнами во время их походов.

Важно отметить, что наличие норманнского предводителя не означает, что вся дружина состояла исключительно из норманнов. Более того, нет оснований приписывать норманнам создание всех институтов Древней Руси. Если бы пришло целое племя, а не военная дружина, то как объяснить, что уже внук Рюрика носил славянское имя, а его правнук Владимир стал воплощением идеала славянского князя, известного как “Красное Солнышко”? Это особенно примечательно, учитывая, что в тот период связи с варягами сохранялись, и они продолжали служить киевским князьям.

Есть также мнение, что Рюрик – легендарная фигура, и поиски его истинного происхождения бессмысленны. Тем не менее, образ Рюрика как родоначальника княжеской династии прочно закрепился в древнерусском летописании и политическом сознании.

Рюрик и образование Русского государства

«Заморские гости» Н. К. Рерих
«Заморские гости» Н. К. Рерих

В истории, в соответствии с наиболее древней русской летописью “Повесть временных лет” из начала XII века, перед появлением Государства Рюрика существовала конфедерация славянских и финно-угорских племен, которая изгнала и потом призвала варягов править над ними.[1]

И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Повесть временных лет: Произведения древнерусской литературы в переводах Д. С. Лихачева

По условной летописной датировке, основание государства связывается с призванием варягов во главе с Рюриком в 862 году.[2] После захвата Киева и переноса столицы в 882 году, это государство стало известно в историографии как Древнерусское или Киевское княжество. Как потенциальные претенденты на столицу Государства Рюрика и Олега (на ранних этапах его правления) выдвигаются Рюриково городище и Старая Ладога. Некоторые историки также полагают, что предшествовал Государству Рюрика Русский каганат.

Правление Рюрика в Новгороде

Б. Чориков "Рюрик, Синеус и Трувор принимают послов славянских, призывающих их на княжение"
Б. Чориков “Рюрик, Синеус и Трувор принимают послов славянских, призывающих их на княжение”

В большинстве списков “Повести временных лет”, включая Ипатьевский, начальной столицей Рюрика считается Ладога. Сначала он устроил крепость “Срубиша” в Ладоге, но через 2 года переместился к озеру Ильмень, где основал “новый город” – Новгород. В традиции новгородских летописей Рюрик изначально выбрал Новгород в качестве своей резиденции, но нет сообщений о том, что он основывал какие-либо другие города.

Рюрик правил в Новгороде с 862 по 879 годы. В это время, он установил первые законы и правила для своих подданных, что способствовало укреплению внутреннего порядка в государстве. Он также вел дипломатические переговоры с окружающими племенами и устанавливал мирные отношения.

За время своего правления, Рюрик сумел объединить разрозненные племена под своей властью и установить основы для дальнейшего развития Русского государства, с него пошла правящая до  1598 года династия Рюриковичей.

По всей видимости, можно предположить, что реальное генеалогическое древо правившей на Руси династии включало в себя, кроме варяга Рюрика, и родовых славянских вождей. Из той же “Повести временных лет” и некоторых других источников мы знаем о Кие и его братьях, правивших, по-видимому, когда-то в Приднепровье, о Мале, Гостомысле и, наконец, о славянском князе Бусе, плененном готами. Кто, например, была жена Рюрика? Кем была псковитянка Ольга, выбранная Олегом в жены Игорю? Имя она носила варяжское, но при этом могла быть и дочерью какого-то знатного славянина. Известных нам фактов недостаточно, чтобы делать выводы, как не можем мы, разумеется, и считать жену Рюрика дочерью Гостомысла, как на это намекает легенда.

Коган В. М. “История дома Рюриковичей”

Отношения с Византией

Среди важных моментов правления Рюрика было установление связей с Византией, которая была одной из величайших империй того времени. В 860 году, русы, возможно под предводительством Аскольда, совершили поход на Константинополь. Этот поход был успешным, и он имел важное значение для дальнейшего развития отношений между Русью и Византией.

Вот тут-то русские племена и решили пригласить князя со стороны, который должен был обеспечить на Руси «наряд», т. е. систему управления, по типу властительства позднейших новгородских князей, которых Новгород прилашал к себе княжить на определенных условиях: так Рюрик появился в Новгороде, а два его боярина Аскольд и Дир в Киеве. Далее летопись сообщает о том, что Аскольд и Дир ходили походом на Константинополь. При этом летописец описывает поход 860 года, но ошибочно относит его к 866 году.

Сахаров А. Н. “Мы от рода русского…”

Византийские источники, такие как Византийские анналы и Патриаршеская хронография, также подтверждают события, связанные с русскими походами на Византию и установлением дипломатических отношений между двумя государствами.

Княжение Олега

"Олег у костей коня" В.М. Васнецов
“Олег у костей коня” В.М. Васнецов

Согласно “Повести временных лет”, Олег был родичем или соплеменником Рюрика. Точное происхождение Олега в летописи не указывается. Известно, что предания, связанные с ним, также присутствуют в полумифической скандинавской саге об Оде Орваре (Стреле), что свидетельствует о его широкой известности в Скандинавии.[3]

После смерти основателя династии Рюрика в 879 году, Олег стал опекуном малолетнего сына Рюрика, Игоря, и начал править в Новгороде. Однако, по данным археологии, в IX веке ещё не существовало Новгорода, хотя рядом уже было Городище. Возможно, имя Олег произошло от скандинавского имени Хельге, что изначально означало “святой” или “обладающий даром исцеления”.

Согласно “Повести временных лет”, в 882 году Олег с большой дружиной, включая варягов, чудь, словен, мерю, весь и кривичей, завоевал города Смоленск и Любеч и поселил там своих людей.

Затем он отправился по реке Днепр к Киеву, где правили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег притворился “гостем подугорским” и послал к ним послов с утверждением, что они едут в греки от Олега и Игоря княжича и предложил им прийти к нему на встречу. Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им, что они не являются князьями и не княжего рода, а сам является наследником Рюрика и показал им Игоря. После этого Олег убил Аскольда и Дира.

Затем он сообщает о кончине Рюрика и о том, что тот передал перед смертью свое княжение Олегу, «от рода ему суща», и отдал ему на руки своего сына Игоря, так как тот был еще слишком мал- «бе бо детескъ вельми». С этим-то младенцем на руках Олег явился на Днепр, овладел Смоленском, потом Любечем и подступил к киевским горам. Аскольд и Дир были обманом вызваны за крепостные стены и убиты, а Олег, посадив по днепровским крепостям своих наместников, остался править в Киеве, сказав: «Се буди мати градомъ русьскимъ».

Сахаров А. Н. “Мы от рода русского…”

После захвата Киева, Олег переместился туда с дружиной и объявил его “матерью городов русских”, объединив северный и южный центры восточных славян. Это действие приводит к тому, что некоторые историки считают Олега, а не Рюрика, основателем Киевской Руси. Под его властью также оказались древляне, северяне и радимичи, которые были данниками хазар. Олег также прекратил дань хазарам со стороны Новгорода, объявив, что он враг хазарам, и теперь они не обязаны платить дань.

Сведения о завоевательных походах полян в земли соседних племен отложились и в Повести временных лет, согласно которой Олег, едва обосновавшись в Киеве, «поча воевати деревляны, и примучив а, имаше на них дань по черне куне». Затем он пошел «на северяне, и победи северяны…». Воевал Олег также с уличами и тиверцами.

И . Я. Фроянов “Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть”

Отношения с Игорем

Отношения между Олегом и сыном Рюрика Игорем были проблематичными. По Новгородской первой летописи, предположительно отражающей Начальный свод, Олег был воеводой Игоря и находился в подчиненном ему положении. Вероятно, киевские летописцы XI века стремились умалять значение Олега как личности, не входившей в правящую династию.

Позже, когда летописцам стал доступен греческий текст русско-византийского договора 911 года, где Олега назван великим князем, была подготовлена новая версия летописного свода (“Повесть временных лет”), в которой положение Олега было пересмотрено: он теперь описывался как родственник и опекун Игоря, и, даже когда последний стал взрослым, он продолжал покорно следовать за Олегом («хожаша по Олзе и слушаша»).

Дипломатические усилия Олега

Олег продолжил дипломатические усилия своего предшественника. В 911 году, Олег заключил договор с Византией, который подтверждал особые привилегии для русских купцов и устанавливал таможенные пошлины для торговли. Этот договор дал русским купцам особое положение в Византии и способствовал развитию торговых связей между двумя государствами.

Смерть Олега

Смерть Вещего Олега окружена противоречивыми легендами. В “Повести временных лет” говорится, что перед его смертью появилось небесное знамение в виде “звезды великой на западе копейным образом”. По киевской версии, его могила находится на горе Щековице в Киеве. Однако, Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, хотя также сообщает, что он ушел “за море”.[4]

Оба варианта также содержат легенду о его смерти от укуса змеи. По этой легенде, волхвы предсказали князю, что он умрет от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, но через четыре года вспомнил о предсказании, когда конь уже умер. Олег посмеялся над прорицателями и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: “Его ли мне бояться?”. Но в черепе коня скрывалась ядовитая змея, которая укусила князя, приведя к его смерти. Это отражено в стихотворении А. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”:

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Примечания:

  1. Котляр Н. Древнерусская государственность. – Litres, 2022.
  2. Горский А. А. Приглашение Рюрика на княжение и его место в процессе складывания русской государственности //Исторический вестник. – 2012. – Т. 1. – С. 6-23.
  3. Пчелов Е. В. Рюриковичи: история династии. – ОЛМА Медиа Групп, 2001.
  4. Блейк С. Рюриковичи. – Рипол Классик, 2014.

Список литературы

  • Коган В. М. “История дома Рюриковичей (опыт историко-генеалогического исследования)” – СПб.: Бельведер, 1993
  • Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.” – М.: Академический проспект; Культура, 2015.
  • Сахаров А. Н. “Мы от рода русского…”: Рождение русской дипломатии. – Л.: Лениздат, 1986.
  • Фроянов И.Я. “Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть: учебное пособие” – М.: Русский издательский центр, 2012 г.
  • Карамзин Н.М. “История государства Российского” в двенадцати томах, Том II – Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука», 1991
  • Повесть временных лет: Произведения древнерусской литературы в переводах Д. С. Лихачева. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2024.
  • Котляр Н. “Древнерусская государственность.” – Litres, 2022.
  • Горский А. А. “Приглашение Рюрика на княжение и его место в процессе складывания русской государственности //Исторический вестник.” – 2012. Т. 1.
  • Пчелов Е. В. “Рюриковичи: история династии.” – ОЛМА Медиа Групп, 2001.
  • Блейк С. “Рюриковичи.” – Рипол Классик, 2014.
  • Соловьев Сергей Михайлович “ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН”, книга VII, – Издательство Социально экономической литературы, 1962
Оцените статью
[Всего: 9 Оценка: 4.9]

7 комментариев

  1. Археологические данные свидетельствуют, что скандинавские наемники путешествовали и воевали на Руси задолго до призвания Рюрика. Скорее всего, местные племена пригласили уже известного военачальника со своим отрядом, чтобы установить порядок в регионе.

  2. Варяги на Руси играли роль, сходную с Британской Ост-Индской компанией в Индии – фактически представляли отдельное “государство в государстве”. Со временем они культурно ассимилировались с местным населением.

    1. Варяжская торговая федерация контролировала торговые пути в полузависимых славянских землях. Отсюда и шведские торговые договоры Руси с соседями.

    2. Варяги из дружины Рюрика можно сравнить с современными ЧВК – их роль заключалась в обеспечении военной силы для контроля территории и защиты торговых интересов.

  3. Интересная статья! Оказывается, происхождение князя Рюрика вызывает столько споров. Мне всегда казалось, что он был однозначно скандинавом, а тут столько версий.

  4. Узнал много нового о роли варягов в истории Руси. Никогда не думал, что их влияние было таким значимым.

  5. Было бы нтересно узнать, как на самом деле складывались отношения между скандинавами и древними славянами, но это фантастика, даешь Фантастическую сагу Гаррисона)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *