В анналах истории Древней Руси особое место занимает фигура княгини Ольги, известной также под христианским именем Елена. Ее жизненный путь, охвативший период с конца IX до середины X века (приблизительно 893/920 — 969), оставил неизгладимый след в становлении русской государственности и культуры.
Предполагаемая дата рождения
Точная дата и место появления на свет будущей правительницы Руси окутаны тайной. Летописные источники противоречивы, а современные историки выдвигают различные гипотезы. Традиционная версия, указывающая на 903 год как дату бракосочетания Ольги с князем Игорем, вызывает сомнения у исследователей.
6411 (903). Игорю возмужавшу под властию Ольга, тогда Олег coвокупи его браком, приведши девицу Ольгу от Изборска.
В.Н. Татищев “История Российская”
Ряд ученых, включая Татищева и Карамзина, опираясь на обычаи Древней Руси, предполагают, что Ольга могла родиться в конце 880-х годов. Однако эта теория противоречит данным о рождении ее сына Святослава, которое, по мнению современных историков, произошло значительно позже – в 936-938 годах.
Историк Леонтий Войтович датирует рождение Святослава 938 годом, что делает маловероятным предположение о рождении Ольги в 880-х годах. Летописные описания представляют княгиню как молодую и энергичную женщину, что также не согласуется с ранней датой ее рождения.
Более правдоподобной представляется версия историка Николая Котляра, относящего рождение Ольги приблизительно к 910 году. Алексей Карпов идет еще дальше, предполагая, что княгиня могла родиться около 920 года.
Варианты происхождения
-
Происхождение Ольги – еще один предмет оживленных дискуссий среди историков. Существует несколько основных версий:
- Киевская гипотеза связывает Ольгу с родом князя Аскольда, предполагая, что ее семья могла быть переселена в Псков. Альтернативная киевская версия указывает на Плисков – город на границе земель полян, древлян и уличей.
- Галицкая теория утверждает, что колыбелью будущей княгини был город Плиснеск. Согласно этой версии, Ольга – дочь Олега Гельги, внука датского правителя, и дочери славянского князя Будимира.
- Болгарская гипотеза предполагает более знатное происхождение Ольги. Ее особый статус при киевском дворе, наличие собственного двора в Вышгороде и участие ее послов в важных дипломатических миссиях указывают на высокое происхождение. Некоторые исследователи считают ее внучкой болгарского князя Бориса I и дочерью его сына Владимира I.
- Псковская версия, отраженная в поздних летописях, связывает Ольгу с Псковом или Изборском. Однако достоверность этих источников вызывает сомнения у многих историков.
Встреча с Игорем и замужество
Согласно “Повести временных лет”, князь Олег организовал брак Игоря Рюриковича, начавшего править Киевской Русью с 912 года, и Ольги в 903 году, когда ей было 12 лет. Эта дата плохо согласуется с известными фактами, поскольку в Ипатьевском списке “Повести” указано, что их сын Святослав родился только в 942 году.
Позднейшие летописи пытались разрешить это противоречие, указывая на 10-летний возраст Ольги при замужестве. Однако многие исследователи склоняются к мысли, что дата 903 год – результат более поздних попыток летописцев, в частности монаха Нестора, систематизировать раннюю историю Руси.
Примечательно, что после упоминания о свадьбе имя Ольги вновь появляется в исторических источниках лишь спустя четыре десятилетия, в контексте договора Руси с Византией 944 года.
Правление Ольги после гибели Игоря
После гибели Игоря в 945 году от рук древлян Ольга взяла власть в свои руки как регент при малолетнем сыне Святославе. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, уничтожив их посольства хитростью и разорив их столицу Искоростень.
Первым действием княгини Ольги была месть древлянам за убийство мужа, месть, которой она придала государственно-ритуальный характер. Впрочем, этот раздел летописи настолько пронизан духом эпических сказаний, что, может быть, отражает не историческую реальность, а желательную форму былины-назидания. По этому сказанию события происходили так: древляне послали в Киев на ладьях (по Тетереву и Днепру) посольство, которое неожиданно сделало предложение молодой вдове стать женой древлянского князя Мала. «Послала нас Древлянская земля сказать тебе: мужа твоего убили потому, что был он словно волк, восхищая и грабя, а наши князья хороши, так как они хорошо управили Древлянскую землю. Выходи замуж за Нашего князя Мала!»
Б. А. Рыбаков “Первые века русской истории”
Затем Ольга ввела в подвластных Киеву землях четкую систему сбора дани – “уроки” и “уставы”, определила размеры дани и сроки ее сбора. Была введена должность тиуна – княжеского наместника в каждой административной единице.
И только Ольга в «уставах» и «уроках» подвела юридическую основу под княжое хозяйство и ввела закон, охраняющий жизнь княжеских дружинников. Законодательство по вопросам княжого хозяйства, начатое Ольгой, продолжил Владимир в принадлежащем ему «уставе земленом».
Фроянов И. Я. “Киевская Русь”
Также при Ольге впервые на Руси стала вводиться письменная отчетность по сбору налогов. Эти меры упорядочили систему обложения подвластных Киеву территорий и увеличили доходы казны.
В следующий год, оставив Святослава в Киеве, она поехала в северную Россию, в область Новогородскую; учредила по Луге и Мсте государственные дани; разделила землю на погосты, или волости; сделала без сомнения все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию России и везде оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностию воспоминал о сем благодетельном путешествии Ольги, и в Несторово время жители Пскова хранили еще сани ее, как вещь драгоценную.
Карамзин Н.М. “История государства Российского”
Начало христианизации Руси
Ольга начала политику христианизации Руси. Согласно летописям, в 955 году она совершила паломничество в Константинополь и приняла там крещение от императора Константина VII Багрянородного, получив христианское имя Елена.
На этом не кончились неясности хронологии: возникли сомнения по поводу даты крещения Ольги и ее поездки в Константинополь. Б. А. Рыбаков отвергает версию «Повести временных лет», чем поддерживает мнение В. Н. Татищева, опиравшегося на утерянную Иоакимовскую летопись, и Г. Г. Литаврина, который, пересмотрев византийские источники, обосновал ранее отвергнутую дату – 957 г. Е. Е. Голубинский, сверх того, полагает, что Ольга приехала в Царьград уже крещеной, со своим духовником Григорием, а крестилась еще в Киеве.
Гумилев Л. Н. “Древняя Русь и Великая степь”
По возвращении в Киев Ольга энергично приступила к распространению христианства. Однако ее сын Святослав и его дружина оставались язычниками. Княгине пришлось преодолевать их сопротивление. Тем не менее, ей удалось крестить часть киевлян и построить в Киеве первые христианские храмы.
Также известно, что Ольга предприняла поездку с миссионерскими целями в северные земли, крестила там местное население, уничтожала языческие идолы и возводила церкви. Хотя полностью христианизировать Русь при жизни Ольги не удалось, она заложила важнейшие основы для последующего принятия христианства при ее внуке Владимире.
Укрепление международных связей Руси
Ольга проводила активную внешнюю политику, направленную на укрепление международных связей Киевской Руси. В 957 году она предприняла масштабную дипломатическую поездку в Константинополь.
Этот визит имел целью наладить торговые и политические контакты с Византийской империей. Хотя конкретные договоренности, вероятно, достигнуты не были, сам факт визита имел огромное символическое значение. Он продемонстрировал, что Русь – это не просто данник Византии, но также и потенциальный торговый и дипломатический партнер. Это подняло международный авторитет Киевской Руси.
Передача власти Святославу и последние годы
После того, как Святослав достиг совершеннолетия, Ольга постепенно стала передавать ему власть – сначала над северными землями Руси, а затем и над Киевом. Однако до самой смерти в 969 году она оставалась фактической соправительницей сына, так как тот постоянно находился в военных походах.
Известно также, что в 968 году, когда печенеги впервые напали на Русь, именно Ольга организовала оборону Киева. Таким образом, она сохраняла реальную власть в государстве до конца жизни.
Печенеги напали на Россию, зная отсутствие храброго Князя, и приступили к самому Киеву, где затворилась Ольга с детьми Святослава. На другой стороне Днепра стоял Воевода Российский, именем Претич, с малочисленною дружиною, и не мог иметь с осажденными никакого сообщения. Изнемогая от голода и жажды, Киевляне были в отчаянии. Один смелый отрок вызвался уведомить Претича о бедственном их состоянии; вышел с уздою из города прямо в толпу неприятелей и, говоря языком Печенежским, спрашивал, кто видел его коня? Печенеги, воображая, что он их воин, дали ему дорогу. Отрок спешил к Днепру, сбросил с себя одежду и поплыл. Тут неприятели, узнав свою ошибку, начали стрелять в него; а Россияне с другого берега выехали навстречу и взяли отрока в лодку. Слыша от сего посланного, что изнуренные Киевляне хотят на другой день сдаться, и боясь гнева Святославова, Воевода решился спасти хотя семейство Княжеское – и Печенеги на рассвете увидели лодки Российские, плывущие к их берегу с трубным звуком, на который обрадованные жители Киевские ответствовали громкими восклицаниями. Думая, что сам грозный Святослав идет на помощь к осажденным, неприятели рассеялись в ужасе, и Великая Княгиня Ольга могла, вместе со внуками, безопасно встретить своих избавителей за стенами города.
Карамзин Н.М. “История государства Российского”
Смерть и почитание Ольги как святой
Ольга скончалась от болезни в 969 году и была похоронена в Киеве по христианскому обряду. Ее внук Владимир Святославич в начале XI века перенес мощи бабушки в киевский храм Святой Богородицы.
Уже при жизни Ольги появились сообщения о чудесах, связанных с ее мощами. При внуках Ярополке и Владимире она начала почитаться как святая. Окончательная канонизация Ольги произошла в середине XIII века.
Мы не знаем, когда именно блаженная княгиня Ольга была официально причтена Церковью к лику святых. (Первыми канонизированными русскими святыми стали, как известно, князья-мученики Борис и Глеб, сыновья Владимира Святого.) Но местное, так сказать «народное», почитание княгини христианки, судя по рассказам древних памятников, началось сразу же (или почти сразу же) после перенесение ее мощей в Десятинную церковь.
Карпов Л. Ю. “Исследования по истории домонгольской Руси”
Значение деятельности Ольги для истории Руси
Таким образом, княгиня Ольга вошла в историю Древней Руси как энергичная и дальновидная правительница. Ей удалось сохранить и укрепить Киевскую Русь в непростой период после гибели Игоря. Ольга сумела установить твердую центральную власть, наладить систему налогообложения и управления.
Она заложила основы государственности и финансово-административной системы Киевской Руси. Ее заслугой является и начало христианизации, сблизившее Русь с европейской цивилизацией.
Мудрая внутренняя и внешняя политика Ольги позволила усилить и стабилизировать Древнерусское государство на долгие годы вперед. Поэтому ее по праву называют одной из величайших правительниц российской истории.
Хронология правления княгини Ольги
- Около 890 г. — Родилась (предположительно, в Пскове).
- 903 год – Предполагаемая дата замужества Ольги и князя Игоря
- 942 год – Рождение сына Святослава
- 945 год – Гибель Игоря от рук древлян. Начало правления Ольги как регента при малолетнем Святославе
- 946 год – Поход Ольги на древлян. Разорение Искоростеня. Установление дани с древлян
- 947 год – Поездка Ольги в Новгород и Псков, установление размеров дани
- 955 год – Крещение Ольги в Константинополе под именем Елена
- 957 год – Поездка Ольги в Константинополь с дипломатическими целями
- 964 год – Первое упоминание о самостоятельном походе Святослава, фактическое начало его правления
- 968 год – Нападение печенегов, Ольга организует оборону Киева
- 969 год – Смерть Ольги, погребение в Киеве по христианскому обряду
Список литературы
- Б. А. Рыбаков “Первые века русской истории” – М., Издательство «Наука», 1964 г.
- Гумилев Л. Н. “Древняя Русь и Великая степь” – М.: Мысль, 1989
- Фроянов И. Я. “Киевская Русь. Очерки социально-политической истории” – Л., Издательство ЛГУ имени А. А. Жданова, 1980 г.
- Карамзин Н.М. “История государства Российского” в двенадцати томах, Том I – Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука», 1991
- В.Н. Татищев “Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т.2, 3. История Российская. Часть 2: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг. — М.: Ладомир, 1995.”
- Карпов Л. Ю. “Исследования по истории домонгольской Руси” – М: Квадрига, 2014 г.
Классная статья! Всё понятно и без лишних деталей. Интересно было узнать, что княгиня Ольга первая из правителей Руси приняла христианство. Очень полезно!
Мне понравилось, как просто и понятно рассказано про Ольгу. Узнала много нового, особенно про её реформы и то, как она мстила древлянам. Отличный материал.
Очень информативная статья о княгине Ольге! Узнал о её важной роли в истории Руси и о том, как она укрепила государственную систему. Особенно заинтересовали реформы по сбору дани и принятие христианства.
Полезная статья, всё разложено по полочкам. Мне понравилось, что нет лишних подробностей, но при этом всё понятно. Про Ольгу раньше знал мало, теперь буду помнить.
Очень полезная информация! Теперь я понимаю, почему княгиня Ольга стала одной из самых влиятельных фигур в истории Руси. Реформы, которые она провела, и её принятие христианства стали поворотными моментами для страны.