Князь Владимир Святославович, известный в народе как Владимир Красное Солнышко, а в церковной традиции как святой равноапостольный князь Владимир, занимает особое место в истории Древней Руси. Его правление ознаменовало собой переломный момент в развитии государства, культуры и религии восточных славян. Приняв христианство и крестив Русь, Владимир не только изменил духовный облик страны, но и заложил основы для её дальнейшего развития как европейской державы.
В этой статье мы рассмотрим жизненный путь князя Владимира, его политические и культурные преобразования, а также то наследие, которое он оставил потомкам. Мы постараемся разобраться, каким человеком был Владимир, что двигало им в принятии важнейших решений, и как его действия повлияли на дальнейшую судьбу Руси.
Детство и начало княжения
Владимир Святославович появился на свет около 960 года. Точная дата его рождения неизвестна, но исследователи приходят к этому выводу, основываясь на косвенных данных. Его отцом был князь Святослав Игоревич, а матерью – ключница княгини Ольги по имени Малуша.
Происхождение Владимира было довольно необычным для наследника княжеского престола. Его мать была простолюдинкой, что в будущем стало поводом для насмешек со стороны некоторых знатных особ. Однако в языческой традиции того времени происхождение от наложницы не считалось чем-то зазорным и не мешало наследовать власть.
Малуша была родом из города Любеча, а её брат Добрыня впоследствии стал важным сподвижником Владимира. Согласно легенде, рассерженная связью сына с ключницей, княгиня Ольга отправила беременную Малушу в село Будутино (или Будятино), где и родился Владимир.
Детство его прошло в Киеве под присмотром бабки – княгини Ольги. Она была первой правительницей Руси, которая приняла христианство, и, возможно, именно от неё юный князь впервые услышал о новой вере. Однако воспитание Владимира было традиционным для того времени – его готовили к роли воина и правителя.
Путь к власти
Когда Святослав разделил земли между своими наследниками, Владимир получил Новгород. Это было важное назначение, так как Новгород был вторым по значению городом Руси после Киева. Здесь молодой князь набирался опыта управления, а его учителем стал дядя Добрыня.
После того как Святослав умер в 972 году его сыновья начали бороться за верховную власть. Старший брат Владимира, Ярополк, правивший в Киеве, вступил в конфликт со средним братом Олегом. В результате Олег погиб, а Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал “за море” – вероятно, в Скандинавию.
Спустя два года Владимир возвратился на родину с варяжским войском. Он захватил Полоцк, убив местного князя Рогволода и силой взяв в жены его дочь Рогнеду. После этого он двинулся на Киев. Ярополк, преданный своими приближенными, был убит, и Владимир стал править единголично.
6488 (980). Владимер, возвратясь с варяги в Новград, объявил посадником Ярополчим тако: «Поидите к брату моему и скажите ему, зане он убил неповинно брата Ольга и меня обидел, сего ради я с воинском иду на него. И отпустя их, сам остався в Новеграде, начал войско собирать и разсу дя за полезно полоцкого князя Рохволда в союз пригласить и для лучшего в том успеха просить дочь его себе в жену.
В.Н. Татищев “История российская”
Эти события показывают, что молодой князь был решительным и жестоким человеком, готовым на всё ради власти. Однако в дальнейшем мы увидим, как меняется характер Владимира под влиянием новых идей и обстоятельств.
Начало киевского княжения
Как великий князь киевский, Владимир первоначально продолжил языческие традиции своих предков. Он установил в Киеве капище с идолами шести основных богов пантеона древних славян: Перуна, Хорса, Семаргла, Даждьбога, Стрибога и Мокоши.
Владимир, утвердив власть свою, изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил новый истукан Перуна с серебряною головою и поставил его близ теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Там, говорит Летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровию жертв. Может быть, совесть беспокоила Владимира; может быть, хотел он сею кровию примириться с богами, раздраженными его братоубийством: ибо и самая Вера языческая не терпела таких злодеяний… Добрыня, посланный от своего племянника управлять Новымгородом, также поставил на берегу Волхова богатый кумир Перунов.
Карамзин Н.М. “История государства Российского”
Это была попытка создать единый культ для всех восточнославянских племен, объединенных под властью Киева. Владимир стремился укрепить свою власть, опираясь на традиционные верования. Известно, что в этот период даже совершались человеческие жертвоприношения, что говорит о серьезности намерений князя в деле укрепления язычества.
Однако вскоре Владимир понял ограниченность такого подхода. Языческие культы были слишком разрозненными и локальными, чтобы служить объединяющей силой для огромной державы. Кроме того, Русь всё активнее вступала в контакты с соседними христианскими государствами, и отсталость языческих верований становилась всё очевиднее.
Выбор веры
Решение о принятии новой религии было обусловлено не только духовными, но и политическими соображениями. Владимир осознавал, что единая вера может стать мощным фактором объединения разрозненных племен в единое государство. Кроме того, принятие одной из мировых религий позволило бы Руси войти в круг “цивилизованных” стран того времени.
Согласно летописному преданию, Владимир устроил своеобразный “конкурс религий”. К нему приходили проповедники ислама, иудаизма, западного христианства и восточного православия. Каждый рассказывал о достоинствах своей веры.
Это предание, конечно, носит легендарный характер, но оно отражает реальные размышления князя и его окружения о выборе религии. В конце концов, выбор был сделан в пользу восточного христианства – православия.
Такое решение было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, Русь уже имела тесные связи с Византией – самым могущественным и культурным государством того времени. Во-вторых, православие не требовало полного подчинения светской власти духовной, что было важно для самостоятельного правителя. В-третьих, красота православного богослужения произвела большое впечатление на русских послов, побывавших в Константинополе.
Крещение Руси
Принятие христианства стали поворотным моментом в истории восточных славян. Согласно летописи, это было в 988 году, хотя современные исследователи склоняются к 987 году как дате крещения самого Владимира и 989 как году начала массового крещения народа.
Обстоятельства крещения Владимира также окутаны легендами. Одна из версий гласит, что князь захватил византийский город Корсунь (Херсонес в Крыму) и захотел взять в жены сестру византийских императоров Анну, согласившись при этом принять христианство. По другой версии, Владимир помог императорам подавить мятеж Варды Фоки, за что и получил руку Анны.
Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой царевною Анною, сестрою императоров: Василия и Константина. Крещение его, по всем вероятиям, происходило в Корсуне или Херсонесе, -греческом городе на юго-западном берегу Крыма; и оттуда Владимир привел в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ.
Н.И. Костомаров “Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей”
В результате, крещение Владимира и его брак с византийской принцессой, значительно подняли международный престиж Руси. Теперь киевский князь входил в круг христианских монархов Европы.
После своего этого он вернулся в Киев и начал крестить народ. В столице это прошло относительно мирно, но в некоторых регионах, особенно в Новгороде, крещение встретило сопротивление и проводилось силой. Языческие идолы были повержены, а на их месте стали строиться христианские храмы.
Культурные и социальные преобразования
Принятие христианства привело к глубоким изменениям в культуре и общественной жизни Руси. Князь начал активно строить церкви, самой известной из которых стала Десятинная церковь в Киеве. Владимир выделял на её содержание десятую часть своих доходов, отсюда и название.
Бывший ярым язычником князь, только что размноживший места языческого культа и покрывший их идолами, сугубо старался загладить это свое нечестие заменой решительно повсюду христианскими храмами с их новыми украшениями. Летопись обобщает эту картину так: «Повеле рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумиры. И постави церковь св. Василия (христианское имя Владимира) на холме, идеже стояше кумир Перун и прочии, идеже творяху потребы (т. е. старые языческие требы) князь и людье. И нача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градом и селом».
Карташёв А. В. “Очерки по истории Русской Церкви”
Важнейшим культурным последствием крещения стало распространение грамотности. Владимир организовал обучение детей знати книжному делу, хотя поначалу это встречало сопротивление со стороны населения, не понимавшего важности образования.
Письменность, пришедшая на Русь вместе с христианством, открыла новые возможности для развития литературы, искусства, науки. Уже через несколько десятилетий после крещения на Руси появились собственные писатели и философы, такие как митрополит Иларион.
Владимир начал чеканку первой русской монеты – златников и сребреников. На них изображался князь, восседающий на престоле, и его княжеский знак – трезубец, ставший впоследствии гербом Украины.
Законодательство и государственное устройство
Приняв христианство, Владимир стремился изменить законодательство страны в соответствии с нравственными принципами. Ему приписывают создание “Церковного устава”, определявшего компетенцию церковных судов.
Интересно, что Владимир хотел отменить смертную казнь, заменив её денежным штрафом – вирой. Это решение он принял после консультаций с епископами и своими советниками – боярами и старейшинами городов.
Князь уделял большое внимание укреплению государственного аппарата. Он опирался на дружину – военную элиту, с которой советовался по важнейшим вопросам. Крупные города управлялись тысяцкими, которые командовали городским ополчением и осуществляли административные функции.
Внешняя политика
Правление Владимира характеризовалось активной внешней политикой. Он совершил ряд успешных походов, расширивших границы Руси. В 981 году он отвоевал у Польши Червенские города (Галицию), в 983 году покорил балтийское племя ятвягов.
Князь окончательно подчинил Киеву славянские племена вятичей и радимичей, завершив тем самым объединение восточных славян под властью Киева. В 985 году он совершил поход на Волжскую Булгарию, а также обложил данью Хазарский каганат.
Серьезной проблемой для Руси были набеги печенегов – кочевников, угрожавших южным границам. Владимир построил систему крепостей вдоль рек Десна, Осётр, Трубеж, Сула и Стугна для защиты от их нападений.
После принятия христианства внешняя политика стала более миролюбивой. Владимир в союзе с Византией, помогал империи в борьбе с внутренними врагами. Русские воины ходили в походы с византийцами в Армению и Болгарию.
Семья и наследники престола
Владимир был известен своим женолюбием. До крещения у него было несколько законных жен и большое количество наложниц. Приняв христианство князь отпустил всех жен, кроме Анны, и прекратил прежний образ жизни. От брака с Рогнедой родился старший сын Изяслав, ставший родоначальником полоцкой ветви Рюриковичей. После принятия христианства женами Владимира были византийская царевна Анна и вторая супруга, имя которой не сохранилось. От всех жен и наложниц у него было 12 сыновей и минимум 9 дочерей.
Первою его супругою была Рогнеда, мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив брата, он взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка; от другой законной супруги, Чехини или Богемки, имел сына Вышеслава; от третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и Глеба. Сверх того, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в нынешней Белогородке (близ Киева), и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии.
Карамзин Н.М. “История государства Российского”
Старшие сыновья Владимира Ярослав, Изяслав и Святополк стали наместниками отца в разных городах. Младшие сыновья Борис и Глеб были его любимцами. Владимир хотел передать Киев в наследство Борису, минуя Ярослава и Святополка. Это нарушало традицию и стало одной из причин разразившейся после смерти князя междоусобицы, в результате которой победил Ярослав, вошедший в историю как Ярослав Мудрый.
Последние годы
В завершающий период своего правления князь Владимир столкнулся с серьезными внутренними проблемами. Его сын Святополк организовал против отца тайный сговор, который, однако, был своевременно обнаружен. В результате наследник оказался под стражей на некоторое время.
Параллельно с этим, другой сын Владимира – Ярослав, управлявший Новгородом, прекратил отправлять в столицу положенные платежи, включая церковную десятину. Разгневанный князь начал готовить военную экспедицию против непокорного отпрыска, но внезапная кончина помешала осуществлению этих планов.
Владимир ушел из жизни 15 июля 1015 года в своей загородной усадьбе Берестово. Приближенные князя решили сохранить факт его смерти в тайне, чтобы успеть известить Бориса о кончине отца. Это было сделано из-за присутствия Святополка в Киеве: существовали опасения, что он может попытаться захватить власть, если узнает о смерти Владимира раньше горожан.
Тело усопшего правителя тайно перевезли ночью, завернув в ковер, и доставили в Десятинную церковь Киева. Там Владимир и был предан земле. В центре храма установили мраморные саркофаги князя и его супруги, ставшие местом последнего упокоения великого реформатора Древней Руси.
Историческое значение
Владимир Святославович был выдающимся государственным деятелем, сумевшим понять необходимость кардинальных перемен и осуществить их. Приняв христианство и крестив Русь, он не просто сменил религию – он изменил весь путь развития восточнославянской цивилизации.
Деятельность Владимира заложила основы для расцвета Киевской Руси в XI веке. Он укрепил государственность, расширил территорию страны, начал культурные преобразования, результаты которых проявились уже при его сыне Ярославе Мудром.
В народной памяти Владимир остался как Владимир Красное Солнышко – справедливый и щедрый правитель. Церковь канонизировала его как равноапостольного святого. Независимо от оценок его личности и методов правления, нельзя отрицать огромного влияния, которое Владимир оказал на историю восточных славян.
Так, князь Владимир, начавший свой путь как жестокий языческий правитель, завершил его как креститель Руси и основатель новой эпохи в её истории. Его правление стало мостом между языческим прошлым и христианским будущим, определившим дальнейшее развитие русской государственности и культуры.
Хронология правления князя Владимира Святославича
- 960-е гг. – рождение Владимира (точная дата неизвестна)
- 970 г. – начало княжения в Новгороде
- 978 г. – приход к власти в Киеве, убийство Ярополка
- 980 г. – поход на Волжскую Болгарию
- 981 г. – война с Польшей за Червенские города
- 983 г. – поход на ятвягов, подчинение Судовии
- 984 г. – окончательное покорение радимичей
- 985 г. – поход на Волжскую Болгарию и Хазарию
- 986 г. – рождение сына Ярослава
- 987 г. – решение о Крещении Руси
- 988 г. – Крещение Владимира в Корсуни, начало Крещения Руси
- 989 г. – участие в подавлении мятежа Варды Фоки
- 990 г. – основание Владимира на Клязьме
- 991 г. – основание Белгорода
- 992 г. – поход на белых хорватов в Карпатах, основание Переяславля
- 993 г. – гибель сына Всеволода в Скандинавии
- 996 г. – неудачная битва с печенегами у Василёва
- 1000 г. – участие в походе византийцев в Армения
- 1001 г. – смерть сына Изяслава в Полоцке
- 1015 г. – смерть Владимира, начало междоусобицы сыновей
Список литературы:
- В.Н. Татищев “Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т.2, 3. История Российская. Часть 2: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг. — М.: Ладомир, 1995.”
- Карамзин Н.М. “История государства Российского” в двенадцати томах, Том II – Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука», 1991
- А В. Карташев “СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВУХ ТОМАХ // ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ”
- Н.И. Костомаров “РУССКАЯ ИСТОРИЯ В ЖИЗНЕОПИСАНИЯХ ЕЕ ГЛАВНЕЙШИХ ДЕЯТЕЛЕЙ” В 4 томах, Том третий, РИПОЛ КЛАССИК, 1998
Блин, а я в школе историю прогуливал… Сейчас читаю и жалею. Оказывается, Владимир не просто там крестил всех и все, а целую революцию устроил. Интересно, как бы Русь развивалась, если б он другую религию выбрал?
Никогда не думала, что история может быть такой интересной! Князь Владимир – просто огонь чувак был. Из язычника в главного христианина, да еще и страну всю перевернул.
Хорошая статья, но есть вопросы. А что стало с теми, кто не хотел креститься? Их силой заставляли или как? И вообще, народу-то нравились все эти перемены или нет?
Ого, сколько жен у него было! И как он умудрялся государством управлять с таким-то гаремом? А если серьезно, классная статья, первый раз так подробно о Владимире прочитал. Автору зачет!
Читаю и офигеваю – вот это размах был у князя! И Византию нагнул, и религию сменил, и законы новые ввел. Современным политикам бы поучиться. Побольше бы таких статей, а то в школе как-то все скучно подавали.