В истории Древней Руси есть фигуры, которые, несмотря на свою значимость, остаются в тени более известных правителей. Одним из таких князей был Ярополк Святославич – старший сын князя Святослава Игоревича и внук княгини Ольги. Его короткое, но насыщенное событиями правление пришлось на непростой период становления древнерусского государства во второй половине X века.
Детство и юность
Точная дата рождения Ярополка неизвестна, как и имя его матери. Историки предполагают, что она могла быть представительницей одного из подвластных Святославу племен. Интересно, что уже к 968 году, когда печенеги осадили Киев, мать Ярополка, вероятно, уже не была в живых – об этом косвенно свидетельствует ее отсутствие в летописных упоминаниях об осаде.
Детство Ярополка прошло в Киеве под присмотром бабушки – княгини Ольги. Она была уже христианкой и, по мнению некоторых историков, знакомила внуков с основами новой веры. Однако отец Ярополка – князь Святослав – оставался убежденным язычником и не одобрял увлечения матери христианством.
Первое летописное упоминание о Ярополке относится именно к 968 году, когда он вместе с братьями находился в осажденном печенегами Киеве. Этот эпизод наглядно показывает, насколько неспокойной была обстановка в те годы – даже столица Руси могла в любой момент подвергнуться нападению кочевников.
Раздел владений Святослава
В 970 году князь Святослав, готовясь к новому походу на Балканы, разделил свои владения между сыновьями. Ярополк, как старший, получил Киев – столицу и сердце молодого государства. Его брату Олегу досталась земля древлян с центром, вероятно, в городе Овруче (древний Вручий).
Интересно, что изначально Святослав планировал разделить земли только между двумя старшими сыновьями. Однако в Киев прибыло посольство из Новгорода с просьбой прислать им князя. Ярополк и Олег отказались покидать свои уделы, поэтому выбор пал на младшего – Владимира. Это решение будет иметь далеко идущие последствия.
Такое разделение земель между братьями было типичным для того времени, но оно же таило в себе зерна будущих конфликтов. Каждый из княжичей имел свой двор, своих советников, которые не всегда были заинтересованы в сохранении мира между братьями.
Междоусобица: начало конфликта с братьями
Мирное сосуществование братьев продолжалось недолго. Около 975 года произошел инцидент, ставший искрой для разгорания междоусобицы. Во владения Олега во время охоты вторгся Лют Свенельдич – сын влиятельного киевского воеводы Свенельда. Узнав об этом, Олег приказал убить нарушителя границ.
Этот эпизод интересен тем, что показывает сложность отношений между князьями и боярами в то время. Свенельд был одним из самых влиятельных людей при дворе Ярополка, и убийство его сына не могло остаться без последствий. Воевода начал подстрекать Ярополка к войне против брата, говоря: “Пойди на брата своего, и примешь власть его”.
Ярополк (972-980) посажен был в Киеве еще отцом. На третий год после смерти Святослава между сыновьями его возникли распри: Олег убил на охоте сына Свинельдова Люта, быть может, за то, что он охотился в заповедном княжеском лесу. Свинельд возбудил против него Ярополка, началась война.
Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.”
Какое-то время Ярополк сопротивлялся этим уговорам, что говорит в его пользу как правителя, стремящегося к миру. Однако через два года после убийства Люта он все же собрал войско и выступил против Олега.
Гибель Олега и бегство Владимира
Поход Ярополка против Олега закончился трагически. В битве недалеко от Овруча войско Олега было разбито, а сам князь погиб при отступлении, упав с моста в ров. Когда тело Олега нашли, Ярополк, увидев его, разрыдался, упрекая Свенельда: “Вот, этого-то ты и хотел”.
Олег же, вышед противу ему, и, ополчившеся, близ Овруча сразилися полками, в котором Ярополк победил Ольга. Олег же прибежал со своими войски во град, рекомый Овруч, где был мост чрез плотину ко вратам градским. Войско же, тесняся, спихивали друг друга и во множестве утесняюсчихся сnехнули самого Ольга, и на него падали многие и люди и с коньми. Тут задавили его.
В.Н. Татищев “История Российская”
Этот эпизод показывает Ярополка с человеческой стороны – он искренне скорбит о гибели брата и, кажется, раскаивается в своем решении начать войну. Однако было уже поздно – междоусобица набирала обороты.
Узнав о начале конфликта между братьями, Владимир бежал из Новгорода “за море” – вероятно, в Скандинавию, где у него были связи. Ярополк воспользовался этим и присоединил Новгород к своим владениям, став таким образом единоличным правителем всей Руси.
Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь князя полоцкого Рогнедь, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: «Не хочу разуть (разуть жениха обряд свадебный; разуть вместо выйти замуж) сына рабы», попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка.
Н. И. Костомаров “Господство дома Св. Владимира”
Правление Ярополка
Ярополк опирался на могущественных киевских бояр во главе с воеводой Свенельдом. Под его началом находилась дружина и варяги. Для защиты южных рубежей он привлек на службу печенежскую орду.
6487 (979). Пришел к Ярополку печенежский князь Илдея, отдавался ему в службу. Ярополк же прият его милостиво, дал ему городы и волости и имел его в чести великой.
Того же лета пришли послы от грек и подтвердили мир и любовь на преждних договорах, обесчеваяся погодную дань платить, а Ярополк обесчался на грек, болгор и Корсунь не воевать и в потребности грекам со всем войском помогать.В.Н. Татищев “История Российская”
Одним из наиболее интересных эпизодов правления Ярополка стали его контакты с Западной Европой. В 973 году русское посольство присутствовало на съезде в Кведлинбурге, где собралась высшая знать Священной Римской империи во главе с императором Оттоном II.
Этот факт примечателен сразу по нескольким причинам. Во-первых, он показывает, что молодое Древнерусское государство уже воспринималось как важный игрок на международной арене. Во-вторых, участие русского посольства в праздновании христианской Пасхи может свидетельствовать если не о христианских симпатиях самого Ярополка, то как минимум о его открытости к контактам с христианским миром.
Еще одним интересным фактом, связанным с правлением Ярополка, является чеканка первых известных нам древнерусских монет. Речь идет о так называемых “псевдодирхемах Ярополка” – монетах, внешне напоминающих арабские дирхемы, но чеканенных на Руси. Это свидетельствует о развитии экономики и стремлении к утверждению государственного суверенитета.
Религиозная политика
Вопрос о религиозных предпочтениях Ярополка остается дискуссионным. С одной стороны, он был воспитан бабушкой-христианкой Ольгой и, возможно, симпатизировал новой вере. С другой – официально оставался язычником, вероятно, опасаясь негативной реакции большинства населения, все еще приверженного старым богам.
Интересное свидетельство о религиозной политике Ярополка содержится в так называемой Иоакимовской летописи. Согласно этому источнику, достоверность которого, впрочем, оспаривается многими историками, Ярополк “был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал”.
Те, кто клялись именем Ярополка, были сторонниками мира с Византией, союза с печенегами и распространения православия. Эту партию поддерживали киевляне; на ее сторону склонялись суровые пограничники, закаленные в войнах с ятвягами, жители Полоцка и Турова. Против них выступили новгородцы, использовавшие для своих целей молодого Владимира, сына Святослава и древлянки Малуши.
Гумилев Л. Н. “Древняя Русь и Великая степь”
Если это свидетельство верно, то можно говорить о довольно либеральной религиозной политике Ярополка, что было нехарактерно для того времени. Возможно, именно эта терпимость к христианам и стала одной из причин его непопулярности среди языческой знати.
Возвращение Владимира и гибель Ярополка
Торжество Ярополка было недолгим. В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Он быстро вернул себе Новгород, затем захватил Полоцк и двинулся на Киев.
В окружении Ярополка оказался предатель – воевода Блуд, вступивший в тайный сговор с Владимиром. По его совету Ярополк покинул хорошо укрепленный Киев и укрылся в небольшой крепости Родень на реке Рось. Это решение оказалось фатальным – Владимир осадил Родень, и вскоре там начался голод.
Владимир хотел взять Киев не храбрым приступом, но злодейским коварством. Зная великую доверенность Ярополкову к одному Воеводе, именем Блуду, он вошел с ним в тайные переговоры. “Желаю твоей помощи, – велел сказать ему Владимир: – ты будешь мне вторым отцем, когда не станет Ярополка. Он сам начал братоубийства: я вооружился для спасения жизни своей”. Гнусный любимец не усомнился предать Государя и благодетеля; советовал Владимиру обступить город, а Ярополку удаляться от битвы. Страшася верности добрых Киевлян, он уверил Князя, будто они хотят изменить ему и тайно зовут Владимира. Слабый Ярополк, думая спастись от мнимого заговора, ушел в Родню: сей город стоял на том месте, где Рось впадает в Днепр.
Карамзин Н.М. “История государства Российского”
Снова поддавшись на уговоры Блуда, Ярополк согласился на переговоры с Владимиром. Несмотря на предостережения верного дружинника Варяжко, князь отправился в лагерь брата, где и был убит двумя варягами 11 июня 978 года.
Блуд начал посылать Ярополка: «Ступай к брату и скажи ему: что мне дашь, то и возьму». Ярополк пошел, хотя один из дружины, именем Варяжко, говорил ему: «Не ходи, князь„ убьют тебя; беги лучше к печенегам и приведи от них войско». Но Ярополк не послушал его, пошел к Владимиру и как стал входить в двери, то два варяга прокололи его мечами, а Блуд затворил двери и не дал своим идти за ним. Так был убит Ярополк.
Соловьев С. М. “История России с древнейших времен”
Итоги правления и историческое значение
Правление Ярополка Святославича длилось всего около семи лет, но оставило заметный след в истории Древней Руси. При нем были предприняты важные шаги во внешней политике, начата чеканка собственной монеты, возможно, проводилась относительно либеральная религиозная политика.
Однако главным наследием Ярополка стала, пожалуй, первая крупная междоусобица на Руси, показавшая опасность раздела государства между наследниками. Этот урок, к сожалению, не был усвоен последующими поколениями русских князей, что привело к трагическим последствиям в будущем.
Интересно, что память о Ярополке сохранялась долгое время после его смерти. В 1044 году его племянник, Ярослав Мудрый, приказал выкопать останки Ярополка и его брата Олега, крестить их (что было нарушением христианских канонов) и перезахоронить в Десятинной церкви рядом с Владимиром. Этот акт можно рассматривать как своеобразное примирение братьев посмертно и признание важности Ярополка в истории династии Рюриковичей.
Заключение
История Ярополка Святославича – это история князя, оказавшегося на переломе эпох. Он правил в период, когда Древняя Русь только начинала обретать черты единого государства, когда старые племенные традиции сталкивались с новыми государственными институтами, а язычество – с наступающим христианством.
Трагическая судьба Ярополка показывает, насколько сложным и опасным было положение правителя в то время. Личные амбиции, интриги приближенных, внешние угрозы – все это создавало взрывоопасную смесь, которая в итоге и привела к гибели князя.
Хронология правления Ярополка I
Родился предположительно в 958-960 годах.
972 год:
- После гибели Святослава в походе его владения оказываются разделены между тремя сыновьями:
- Ярополк получает столицу Киев и центральные земли Руси;
- Олег получает земли древлян на западе с центром в Овруче;
- Владимир получает Новгород на севере.
- Братья правят каждый в своем уделе, подчиняясь старшему Ярополку.
- Ярополк опирается на киевского воеводу Свенельда и дружину.
973 год:
- Посольство Ярополка участвует в съезде германского императора Оттона II в Кведлинбурге.
- Ведутся переговоры о союзе с Германией.
975 или 977 год:
- Сын Свенельда Лют незаконно охотится во владениях Олега.
- Олег приказывает убить Люта.
- Свенельд подстрекает Ярополка отомстить за сына и захватить волость Олега.
977 год:
- Ярополк идет войной на Олега, разбивает его войско в битве.
- Олег погибает при бегстве к Овручу.
- Ярополк завоевывает Древлянскую землю и присоединяет к своим владениям.
- Узнав о междоусобице, Владимир бежит из Новгорода за границу.
- Ярополк становится единовластным правителем всей Руси.
977-980 годы:
- Единоличное правление Ярополка в Киеве.
- Начата чеканка собственной монеты.
- Ярополк поддерживает христиан, что вызывает недовольство язычников.
980 год:
- Владимир возвращается с варягами, завоевывает Новгород.
- Идет на Киев, осаждает город.
- Ярополк убит по приказу Владимира.
- Владимир становится великим князем киевским.
Список литературы
- Карамзин Н.М. “История государства Российского” в двенадцати томах, Том I – Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука», 1991
- Н. И. Костомаров “Господство дома Св. Владимира” – М., Воениздат, 1993 г.
- Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.” — М.: Академический проспект; Культура, 2015.
- Гумилев Л. Н. “Древняя Русь и Великая степь” – М.: Мысль, 1989
- В.Н. Татищев “Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т.2, 3. История Российская. Часть 2: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг. — М.: Ладомир, 1995.”
- Соловьев С. М. “История России с древнейших времен”, книга I, – Издательство Социально экономической литературы, 1962
Интересная статья про Ярополка. Не знал, что у Владимира был такой брат. Познавательно почитать про те времена.
Автор молодец, подробно расписал про этого князя. Правда местами сложновато читать, но в целом норм. Узнал много нового.
Круто, что пишут про малоизвестных правителей. А то все Владимир да Ярослав Мудрый. Побольше бы таких материалов.
Статья норм, но длинновато. Можно было покороче. Главное уловил – междоусобицы до добра не доводят.
Прикольно про монеты написали. Не думал, что тогда уже свои деньги чеканили. В целом статья ок, но картинок бы побольше.
Узнала много нового о междоусобицах в Древней Руси и о том, как сложно было князьям удерживать власть в те времена.
Интересно было узнать о его внешней политике и контактах с Западной Европой. Рекомендую всем, кто интересуется историей нашей страны!