Крещение Руси. В. М. Васнецов. 1885-1896 гг.
Крещение Руси. В. М. Васнецов. 1885-1896 гг.

Два лучше, чем один: Русь крестилась дважды?
5 (4)

Сведений о христианизации древнерусских земель очень мало. Это вызывает больше вопросов, чем ответов.

«Повесть временных», главная хроника упоминающая это событие, подробно описывает крещение Руси великим князем Владимиром (960–1015) и почему он предпочел греческое православие исламу, иудаизму и католицизму. Один из крупнейших русских историков того времени профессор Владимир Петрухин отмечает, что «не только неизвестна точная дата крещения великого князя Владимира, но и место крещения. Умалчивание византийских источников о крещении Русской земли кажется странным».

Итак, что мы знаем? И почему византийцы предпочли не упомянуть о крещении великого князя Владимира?

Миссия Фотия I Константинопольского (предположительно)

В 860 году русские напали на Константинополь. Около 8000 воинов на 200 кораблях появились как бы из ниоткуда у побережья Черного моря и разграбили окрестности города. Им не удалось победить. Но они взяли с собой огромную добычу и оставили позади страх. Папский престол охарактеризовал нападение как «наказание Господне за грехи граждан Константинополя».

Фотий I (ок. 820–893), патриарх Константинопольский, направил в Рим послание о том, что хочет направить в русские земли миссионеров для распространения христианства и крещения языческих русских. Крещением правящей верхушки Византия стремилась закрепить в сфере своего влияния языческие государства и снизить риск военных конфликтов на границах.

Точных сведений о времени и месте этой миссии нет. В некоторых источниках говорится, что киевские князья Аскольд и Дир крестились с некоторыми боярами и некоторым количеством других людей. Если это было так, то это объясняет, почему крещение 988 года не упоминается в византийских источниках – русские к этому времени уже воспринимались как христиане.

Крещение Ольги

Крещение княгини Ольги в Константинополе. Акимов Иван Акимович (1754-1814)
Крещение княгини Ольги в Константинополе. Акимов Иван Акимович (1754-1814)

В 940-х годах князь Игорь (878-945), сын Рюрика, снова напал на границы Византии – хотя и не очень удачно. В 944 году был подписан мирный договор. Показательно, что в это время среди русских воинов было так много христиан, что они приносили обеты мира в храме Константинополя, не считая язычников, преклонивших колени перед образом языческого бога Перуна.

Первой русской правительницей, официально крещенной в христианство, была княгиня Ольга (920-969), вдова князя Игоря. Но это крещение также было основано на политических интересах. Византии нужны были русские воины для борьбы с арабскими правителями Крита. В обмен на эту помощь Ольга дала согласие на принятие христианства и хотела, чтобы Византия признала Киевскую Русь отдельным и независимым христианским государством. Источники утверждают, что примерно в это же время, в конце 950-х годов, она также отправила послов к императору Оттону I с просьбой прислать священников и духовенство для утверждения христианства в Киевской Руси. Так Ольга играла с соперничеством между Священной Римской империей и Византией.

Между тем христианство было известно и практиковалось на русских землях еще в 10 веке. Археологические находки включают кресты, византийские монеты с христианскими символами и другие артефакты.

Крещение Владимира Великого и женитьба на дочери императора.

Князь Владимир был внуком княгини Ольги. Его отец, князь Святослав (943-972), не хотел креститься. Он ходил в походы против Византийской империи и в конце концов был убит. Многие русские были крещены в православие, чтобы служить, работать и жить на греческих землях.

Крещение князя Владимира. Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1893 гг.
Крещение князя Владимира. Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1893 гг.

Владимир, не родившийся христианином, первоначально исповедовал славянское язычество как свою религию. Но к этому моменту язычники уже считались «нецивилизованными». Когда Владимир подписал мирный договор с мусульманским поволжским государством Булгарией (на территории современного Татарстана, Россия) в 986 году, болгарские поволжские послы утверждали, что договор не может быть заключен, потому что Владимир «не знает писаний» — на самом деле, язычество не было религией, основанной на Священных Писаниях.

Однако в обмен на крещение Руси Владимир потребовал руки Анны Багрянородной (963–1011), дочери византийского императора Романа II. Женитьба князя-язычника на дочери императора означала бы, что Византийская империя признала Владимира равным себе. Император медлил со своим одобрением.

В это время Константинополь пытался подавить мятеж полководца Варды Фоки Младшего (940-989) и нуждался в помощи русской армии для этого. В разгар конфликта Владимир захватил Херсонес, византийскую колонию в Крыму, и пригрозил напасть и на Константинополь. На этих условиях император согласился, и Владимир начал христианизировать Русь. Русские вышли из Херсонеса и вернули его Византийской империи.

Показательно, что, когда Анна вышла замуж за русского князя, вместе с ней в Киев приехали священники и священнослужители, так как строительство нового православного храма должно было осуществляться рукоположенными священниками. Процесс христианизации русских земель был непростым не столько потому, что верующие-язычники сопротивлялись обращению, сколько потому, что свободные языческие земли не желали подчиняться киевскому владычеству.

К XII веку большинство русских исповедовали христианство. В этом контексте особое значение имели распространение кириллицы и литературной традиции. После крещения Руси появились первые свидетельства древнерусской письменной культуры. Последовали и другие культурные изменения — от введения христианских праздников (и Великого поста) до постепенного изменения погребальных обрядов, в том числе языческой практики кремации, которая сменилась захоронениями в землю.

 

Оцените статью
[Всего: 4 Оценка: 5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *