В октябре 1097 года в городе Любеч на Днепре состоялся съезд шести князей Рюриковичей, который вошел в историю как Любечский. Это событие считается одним из важнейших в истории Древней Руси, поскольку его решения предопределили дальнейшее политическое и социально-экономическое развитие государства на несколько веков вперед.
Причины и предпосылки созыва съезда
К концу XI века на Руси сложилась крайне нестабильная политическая ситуация. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году единое Древнерусское государство распалось на отдельные княжества, которыми правили его сыновья и внуки. Между князьями Рюриковичами разгорелась ожесточенная борьба за верховную власть в Киеве и за обладание наиболее экономически развитыми областями.
Кроме того, южные рубежи Руси подвергались опустошительным набегам кочевых племен половцев. Князья были вынуждены вести непрерывные войны на два фронта – против своих родственников внутри страны и против внешних захватчиков. В результате силы и ресурсы Руси оказались истощены.
В 1094-1097 годах разгорелся очередной виток междоусобной войны – на этот раз между киевским князем Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом с одной стороны и черниговским князем Олегом Святославичем с другой. В этой ситуации Владимир Мономах, будучи наиболее дальновидным государственным деятелем того времени, предпринял попытку прекратить распри и сплотить князей перед лицом внешней опасности.
Именно по его инициативе в октябре 1097 года и был созван съезд русских князей в Любече с целью установления мира и согласия между ними.
6605 (1097). Князь великий, получа известие о примирении Ольга, по совету со Владимиром звал на съезд к Киеву всех князей для разобрания дел земских, на которой съехались к Любечу Давид Святославич черниговский и брат его Олег тмутороканский, Владимир Всеволодич переяславский, Давид Игоревич, Василько Ростиславич перемышльский, правнук Ярославов. И по съезде князей объявил Святополк им в шатре своем: «Братия и сынове любезнии, ведаете и видите, какое есть нестроение в Руской земли междо нами, внуки и правнуки Ярославли, что, поссоряся о малой части владения, не прося о розправе у старейшаго, сами управы оружием чинят, друг друга разоряете и побиваете. А половцы, обсчие неприятели, видя такое нестроение, наипаче радуются и, нападая всюду, отечество наше разоряют, людей побивают и в плен отводят, от чего уже многие места запустели. А вы, не имея преждних доходов, хотите отнятием неправо у других имение себе присовокупить. Того ради просил я вас, чтоб, съехався, разсмотрели, кто чем неправо обижен возвратить, дабы всяк своим пределом был доволен. Противо же обсчих неприятелей должны мы так согласны быть, чтоб единодушно всем пределы каждаго от нападения иноплеменник засчисчать и оборонять и до малейшего разорения не допусчать».
В.Н. Татищев “История российская”
Участники съезда и его решения
В Любеч на встречу съехались шестеро знатнейших князей того времени:
- великий князь киевский Святополк Изяславич;
- переяславский князь Владимир Мономах;
- черниговские князья Олег и Давыд Святославичи;
- волынский князь Давыд Игоревич;
- теребовльский князь Василько Ростиславич.
На съезде были приняты два принципиальных решения:
- Князья договорились прекратить усобицы и объединить силы для отпора половцам, которые разоряли южнорусские земли. Это решение имело важнейшее государственное значение, так как позволило на некоторое время приостановить междоусобную рознь и сплотиться перед лицом внешней опасности.
- Был провозглашен принцип «кождо да держит отчину свою», то есть закрепление княжеских владений за отдельными ветвями династии Рюриковичей на наследственной основе. Это означало фактическое признание политической раздробленности Руси и утверждение самостоятельности отдельных княжеств.
Таким образом, решения Любечского съезда носили двойственный характер. С одной стороны, они позволили на время объединить усилия русских князей перед лицом внешней опасности. Но с другой стороны, окончательно закрепили политическую раздробленность государства на ряд самостоятельных, слабо связанных между собой княжеств.
Значение решений Любечского съезда для дальнейшей истории Руси
Решения Любечского съезда оказали огромное влияние на всю последующую историю Древнерусского государства.
На этом съезде князья положили, чтобы все они владели своими волостями: Святополк – Киевом, Владимир – уделом отца своего, Всеволода: Переяславлем, Суздалем и Ростовом; Олег, Давид и Ярослав – уделом Святослава, отца их: Северскою землею и Рязанскою; Давид Игоревич – Волынью, а Василько и Володарь – городами: Теребовлем и Перемышлем с их землями, составлявшими тот край, который впоследствии назывался Галичиною. Все целовали крест на том, что если кто-нибудь из князей нападет на другого, то все должны будут ополчиться на зачинщика междоусобия. «Да будет на того крест честный и вся земля Русская». Такой приговор произнесли они в то время.
Н.И. Костомаров “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”
Во-первых, принципиальное значение имел договор князей о совместной борьбе с половецкой опасностью. Уже в 1103 году объединенное войско русских княжеств под предводительством Владимира Мономаха разгромило половцев в битве на реке Сутени. А в 1111 году князья во главе с Мономахом нанесли кочевникам еще одно сокрушительное поражение на Северском Донце. Таким образом, благодаря союзу русских дружин, удалось на несколько десятилетий остановить опустошительные набеги кочевников на Русь.
На Любечском съезде был провозглашен принцип династического разделения Русской земли между различными княжескими ветвями при соблюдении ее единства перед лицом внешней опасности: «Отселе имемся в едино сердце и блюдем Русьские земле. Кожьдо да держит отчину свою…» Но эти слова были основаны не на реальных интересах отдельных земель, не на действительном соотношении сил. Князья делили Русь на куски, сообразуясь со случайными границами владений сыновей Ярослава. Княжеские съезды не были средством выхода из кризиса. Благородные принципы, провозглашаемые в живописном днепровском городке, не имели гарантий и оказались нарушенными через несколько дней после торжественного целования креста в деревянной церкви Любечского замка.
Б.А. Рыбаков “Первые века русской истории”
Однако признание права владения уделами по наследству привело к окончательному распаду Древнерусского государства на отдельные земли-княжества. Право старшинства и единого княжеского дома было утрачено. Каждый князь правил самостоятельно в своем уделе, а центробежные тенденции только усилились.
В XII веке на Руси вспыхнули новые ожесточенные усобицы за обладание наиболее крупными городами и самыми богатыми землями. Ненадолго централизованную власть смогли восстановить лишь Владимир Мономах в Киеве в 1113-1125 годах и его сын Мстислав в 1125-1132 годах. Однако после их смерти политическая раздробленность возобновилась с новой силой. А междоусобная рознь не позволила княжествам объединиться перед монгольским нашествием в XIII веке, что предопределило трагическую судьбу Руси.
Заключение
Таким образом, Любечский съезд 1097 года стал важной вехой в истории Древнерусского государства. Его решения носили неоднозначный, парадоксальный характер. С одной стороны, съезд на время сплотил усилия князей в борьбе против внешних врагов. Но с другой стороны, он заложил основы политико-юридического оформления раздробленности Руси и утвердил принцип самостоятельности отдельных княжеств. Эта раздробленность в конечном итоге привела к ослаблению Древнерусского государства и тяжелым последствиям монгольского нашествия.