Вынос куклы Мораны на немецкой открытке 1887 г.
Вынос куклы Мораны на немецкой открытке 1887 г.

Морана: таинственная богиня Смерти и Зимы у древних славян
5 (1)

В древней славянской мифологии существовало множество божеств и духов, которые олицетворяли различные природные циклы и явления. Одним из наиболее загадочных образов был образ Мораны (или Морены, Мажанны) – богини Зимы и Смерти. Ее культ был распространен среди западных и частично восточных славянских народов. В этой статье мы попробуем приоткрыть завесу тайны над личностью этого мрачного женского божества.

Истоки и трактовки образа

"Польская Марана" М. Гапон
“Польская Марана” М. Гапон

По одной из версий, имя Морены происходит от слов со значением “мор”, “морок”, “мрак” (видимо от от протоиндоевропейского корня *mar- , *mor- , означающего смерть), что указывает на ее связь с темными силами, туманом и смертью. Некоторые исследователи считают, что первоначально это было божество плодородия, родственное римскому богу Марсу. Но позднее, возможно, произошло смешение корней ее имени с корнями слов “смерть”, “мереть”, в результате чего Морена приобрела дополнительные мрачные функции.

В популярной культуре и неоязыческих течениях Морену часто представляют исключительно как древнюю славянскую богиню смерти. Однако более глубокое изучение древних источников показывает, что она олицетворяла циклический характер природных процессов умирания и возрождения.

Обличья и атрибуты

"Морена и Весна" Ивана Резек
“Морена и Весна” Ивана Резек

У Морены не было единого устоявшегося облика. В разных мифах и преданиях она могла выступать то в образе высокой женщины с распущенными волосами, то сгорбленной беззубой старухи. Иногда ее изображали красивой девушкой в белых одеждах, иногда – оборванной женщиной в черном тряпье. Эти разные ипостаси, вероятно, отражали разные грани ее сущности – юность и старость, чистоту и запустение.

Главными атрибутами богини были серп, которым она подрезала нити жизни, и черепа – символы смерти и бренности бытия. Ее символами также считались черная луна, означавшая тьму и увядание, и различные омрачающие душу явления вроде тумана, мороки или марева.

Обряды и поверья

Важнейшим обрядом, связанным с Мореной, было ежегодное ритуальное вынесение и уничтожение ее соломенного чучела в конце зимы. Это действо исполнялось в одно из воскресений Великого поста, обычно за пределами села.

Чучело Морены/Мажанны насаживали на шест, иногда одевали в праздничную одежду, украшали лентами и яичной скорлупой. Затем девушки и женщины с песнями выносили это чучело за околицу, где его топили, сжигали или разрывали на части. Так описал этот обряд в  «Польской хронике» (1597) Иоахим Бельский.

«На моей еще памяти, — пишет хронист, — у нас в деревнях сохранялся следующий обычай: на Белое воскресе-нье топили истукана. Одного, одев на него сноп конопли или соломы в виде человеческой одежды, несли через всю деревню туда, где ближе всего было какое-то озерцо или пруд. Там же, сняв с него одежду, бро-сали истукана в воду и жалобно пели: “Смерть вьется у забора, а мы найдем заботу”; затем они как можно быстрее бежали от этого места домой, и была примета, что тот или та, кто, споткнувшись, упал или упала, в этом году умрет. Называли этого истукана Мажанна, я бы сказал, что это бог Марс, как Зевающая Диана »

Считалось, что подобное ритуальное “убийство” Морены обеспечивало скорейший приход весны, хороший урожай и защиту от различных бедствий. После уничтожения соломенной богини молодежь водила хороводы вокруг зеленого деревца или ветки, украшенных лентами, – символа пробуждающейся природы.

В народных поверьях Морена также связывалась с опасными для людей существами – марами или морами. Это были злобные духи болезней и ночных кошмаров. Они пытались навредить солнцу, путали пряжу хозяйкам, крали младенцев. От них спасала только Правда – жизнь в гармонии с природными циклами.

Заключение

Образ Морены в славянской традиции сочетает в себе разные стороны и оттенки значений – смерть и возрождение, холод и тепло, ночь и день. Она выступает не как разрушительная сила, а скорее как переходное состояние между жизнью и смертью, зимой и весной. Ее культ был тесно связан с земледельческим циклом и народными обрядами проводов холодного времени года. Почитание этой таинственной богини отражало гармоничное миропонимание древних славян, для которых смерть была не абсолютным концом, а лишь один из этапов вечного природного круговорота.

Оцените статью
[Всего: 1 Оценка: 5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *