Славянская мифология окутана тайнами и загадками. Одной из самых таинственных фигур в этом пантеоне является богиня Мокошь. Ее культ уходит корнями в далекое прошлое, и до сих пор ее образ вызывает множество споров среди ученых и исследователей. В этой статье мы погрузимся в мир древних верований и попытаемся разгадать секреты этой загадочной богини.
Происхождение и значение имени
Имя “Мокошь” имеет несколько версий толкования. По одной из них, оно происходит от праславянского корня “мок-“, связанного с понятиями “влага”, “сырость”. Это указывает на тесную связь богини с водной стихией и плодородием земли. Другая этимология связывает ее имя с древнерусским термином “мокъ”, означающим “судьба”, “участь”. Это подчеркивает роль Мокоши как богини, входящей в верховный пантеон славянских богов, и определяющей человеческие судьбы.
Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Главными божествами пантеона были громовержец Перун и «скотий бог» Велес (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса – внизу, возможно, на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун – бог княжеской дружины, Велес – всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского пантеона – Мокошь – связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением).
В.В. Иванов, В. Н. Топоров “Славянская мифология”
Образ и функции Мокоши
В древних источниках Мокошь представлена как одна из главных богинь восточных славян. Ее образ тесно связан с землей, водой и плодородием. Она почиталась как покровительница женских ремесел, особенно прядения и ткачества. Считалось, что Мокошь, словно великая пряха, прядет нити человеческих судеб.
По данным фольклора русского севера, Мокошу/Мокушу представляли в образе женщины с большой головой и длинными руками, которая стрижет овец и прядет шерсть, «Мокуша великим постом обходит дома и беспокоит прядущих женщин»; она приглядывает за овцами и сама их стрижет; на ночь для нее оставляли в ножницах клочок шерсти.
А. Гейштор “Мифология славян”
Одной из ключевых функций Мокоши было управление судьбами людей. Согласно легендам, она вместе со своими помощницами Долей и Недолей пряла нити, связывающие каждого человека с плодами его трудов – добрыми или злыми. Отсюда и происходит ее тесная связь с понятием “покуты” – причинно-следственной связи между поступками и их последствиями.
Священник, исповедующий женщину, спрашивает ее: «Не была ли ты у Мокуши?». В северной России и поныне еще в народе не утрачена память о Мокуше. Это – женщина, появляющаяся во время Великого поста, посещающая дома, наблюдающая за пряхами. Если их колесо приходит в движение и скрипит во время их сна, они говорят, что это Мокуша пряла. Она также имеет известное отношение к скоту: если нестриженная овца линяет, говорят, что Мокуша ее остригла; на ночь оставляют на ножницах клок шерсти. Это – дар Мокуше (Барсов. Комментарий к «Слову о Полку Игореве», приведенный Веселовским).
Луи Леже “Славянская мифология”
Мокошь – богиня плодородия
Как богиня земли и вод, Мокошь была тесно связана с плодородием. Ей поклонялись, чтобы обеспечить щедрый урожай и благополучие в хозяйстве. В ее ведении также находились женское плодородие и материнство. Считалось, что без благосклонного взгляда Мокоши семья не может рассчитывать на достаток и процветание.
Большинство исследователей указывают на тесную связь Мокоши с древнерусской «матерью сырой землей», почитание которой глубоко укоренилось в русской народной культуре. Земле, а не священнику каялись в своих грехах, что вызывало негодование духовенства и получило кульминацию своего художественного воплощения благодаря перу Ф. Достоевского. (Раскольников покаянно целует землю)
А. Гейштор “Мифология славян”
Она почиталась на протяжении всего года, но особенно важными были празднества, приуроченные к полнолунию. В этот период приносились жертвы, связанные с ее символикой: ткани, кудель, нитки, овечья шерсть. Деревянные изваяния богини часто устанавливались у колодцев, олицетворяющих живительную силу вод.
Мокошь в христианскую эпоху
После принятия христианства на Руси культ Мокоши не исчез полностью. Многие исследователи считают, что ее образ слился с почитанием святой Параскевы Пятницы, которая также была связана с водой и прядением. Отголоски древнего культа можно найти в народных обычаях и приметах, связанных с пятницей и различными женскими ремеслами.
Принявшие христианство русские люди XI – XII вв. все ещё, по свидетельству автора «Слова об идолах», «… и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но то творятъ акы отай. Сего же не могут ся лишити, наченше в поганстве, даже и доселе – проклятого того оглавления вторыя трапезы Роду и рожаницам на прелесть верным христьяном…»
Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси”
В наши дни интерес к славянской мифологии и ее героям только растет. Мокошь вновь обретает популярность как символ женской силы, мудрости и связи с природными циклами. Ее образ вдохновляет художников, ремесленников и тех, кто стремится возродить древние традиции своих предков.
Заключение
Богиня Мокошь – одна из самых загадочных и многогранных фигур славянского пантеона. Ее культ уходит корнями в глубокую древность и отражает тесную связь наших предков с силами природы. Несмотря на многочисленные исследования, ее образ по-прежнему окутан тайнами, которые ждут своих разгадок. Но, возможно, именно в этой загадочности и кроется истинная сила и очарование этой великой богини.
Список литературы
- Гейштор А. “Мифология славян” – М., Издательство «Весь Мир», 2014 г.
- Леже Л. “Славянская мифология”, печ. по изд. Оттиск из «Филологических записок» за 1907 год – М., Амрита-Русь, 2022 г.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. “Славянская мифология”, Мифы народов мира: Энциклопедия – М., 1980 г.
- Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси” – Москва, Наука 1987 г.
В исторических источниках и монографиях Мать Макошь представлена как кровавое божество лесов и жизни, добрая и жестокая по отношению к своим почитателям. Считается что ворожеи, кудесники и волхвы, служители Макоши, могли творить невероятные волшебства, чудеса и колдовство.
Происхождение имени Макошь можно объяснить как “Ма” – мать и “кошь” – предок, то есть “прабабка”.
Во времена крещения Руси последователи Макоши подвергались сильным гонениям (их убивали, сжигали целыми деревнями), однако верующие предпочитали смерть отречению от богини.
Наибольшим почитанием она пользовалась на землях чуди (Псковская, Новгородская области и часть Карелии). Макошь принимала кровавые жертвы от врагов своих подопечных. Она даровала жизнь, здоровье, процветание хозяйства, рост растений, исцеление, а также мистические силы.
дело ясное, что дело темное
Не знал, что Мокошь так связана с земледелием и судьбой людей. Интересно было узнать, как её почитали в древности. Теперь больше понимаю её роль в мифологии.
Загадочная богиня, раньше о ней мало слышал. Статья неплохо раскрывает её влияние на жизнь славян. Было интересно почитать, как её культ сочетался с обычаями.
Про Мокошь всегда думала, что она только про землю, а оказывается, она еще и за судьбу людей отвечала. Статья полезная, мне понравилась.