Славянское язычество по праву считается одной из самых загадочных и малоизученных мифологических систем Европы. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного подлинного текста, созданного славянскими язычниками и посвященного их богам. Основная информация о пантеоне богов и культах жителей Древней Руси до принятия христианства черпается из отрывочных упоминаний в русских летописях, фольклоре и некоторых других источниках.
Область славянской мифологии, по-моему, ограничивается исключительно текстами или памятниками (если таковые существуют), относящимися к языческому периоду исторической жизни славян: если эти тексты или памятники могут быть объяснены или дополнены каким-либо народным преданием, то я ссылаюсь на это предание (так, например, относительно вопроса почитания пенатов или взглядов на загробную жизнь). Все же я не смотрю на народный эпос как на составную часть мифологии. Я не допускаю этого a priori.
Луи Леже “Славянская мифология”
Первые попытки систематизировать эти разрозненные свидетельства в более или менее стройную картину начинают предприниматься только в XIX веке. Однако и по сей день некоторые аспекты древнего миропонимания восточных славян остаются загадкой, вокруг некоторых богов или персонажей мифов и легенд идут горячие споры.
Боги “пантеона Владимира”

Наиболее ранним источником о божествах, которым поклонялись на Руси, служит “Повесть временных лет” – летописный свод, повествующий о древнейшей и раннесредневековой истории. В нем имеется рассказ о религиозной реформе Владимира, который утвердил почитание шести основных богов и установил их идолов в Киеве:
“И начал княжити Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряною головою и золотыми усами, Хорса и Даждьбога, Стрибога и Симаргла (Семаргла), и Мокошь”.
В русских памятниках уцелели следы поклонения небу под именем Сварога, солнцу под именами Дажбога. Хорса, Белеса, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, огню и другим силам и явлениям природы. Дажбог и божество огня считались сыновьями Сварога, звались Сварожичами.
В.О. Ключевский “Курс Русской истории ”

В первую очередь обращает на себя внимание имя Перуна – божества грома и молнии, а видимо также лета и плодородия. Гром и бурные весенние ливни в народных представлениях ассоциировались с оплодотворяющей силой небес, пробуждением природы и даровали надежду на обильный урожай. Вполне возможно, Перуна почитали так же как наиболее могущественного Бога-Воителя, покровителя дружинников. Вот что думал об этом В.О. Ключевский
Уже в VI в., по свидетельству Прокопия, славяне признавали повелителем вселенной одного богагромовержца, т. е. Перуна. По нашей Начальной летописи Перун – главное божество русских славян рядом с Велесом, который характеризуется названием “скотьего бога” в смысле покровителя стад, а может быть, и в значении бога богатства: на языке этой летописи слово скот сохраняло ещё старинное значение денег. В древнерусских письменных памятниках нет ясных указаний на семейства богов, кроме сыновей Сварога. Но араб Ибн-Фадлан в начале Х в. видел на волжской пристани, по всей вероятности у города Болгар, большое изображение какого-то бога, окруженное малыми кумирами, представлявшими жён и дочерей этого бога, которым русские купцы приносили жертвы и молитвы; неясно только, какие купцы здесь разумеются, варяжские или славянские.
О функциях других богов и характере их культов известно пока недостаточно. Согласно народной этимологии Хорс мог быть богом Солнца, Даждьбог – богом огня и дарителем благ. Стрибог упоминается в “Слове о полку Игореве” как глава “стрибожьих внуков”, т.е. вероятно рассматривался как покровитель ветров. Семаргл часто визуализировался в искусстве Древней Руси в образе крылатого пса, но его функции неизвестны. Мокошь – единственная богиня из перечисленных идолов, возможно, покровительствовала женским ремеслам и магии.
“Курс Русской истории Часть 1. Лекция VIII.”
Другие известные славянские боги
В клятвенных договорах вместе с Перуном часто упоминается скотий бог Волос (Велес) как гарант богатства и благоденствия народа. Он обычно отождествляется с балтийским Велсом/Велнясом – богом загробного мира и плодородия. В “Слове о полку Игореве” о нем говорится как о прародителе баянов-певцов (Велесов внук), так что существует версия, что Волос (Велес) покровительствовал так же поэзии и песням.
Медвежья тема в аpхеологии и фольклоpе очень часто бывает сопpяжена с именем славянского языческого бога Волоса-Велеса . Hеолитические следы медвежьего кyльта обнаpyжены y с. Волосова; фатьяновского типа pитyальный топоp с головой медведя был найден в центpе гоpода Ростова, где, как известно, ещё в XI в. было капище Волоса. Созвездие Плеяд, имеющее pyсское наpодное название «Волосожаpы», «Волосыни», пpедвещает yдачнyю охотy на медведя и т. д.
Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси”

Мокошь или Макош(муж.), имя которой присутствует в “пантеоне Владимира”, народной традицией отождествлялась со святой Параскевой – покровительницей девушек, женской красоты и здоровья. Исходя из этого, бытует мнение, что и языческая Мокошь исполняла роль богини судьбы и женского рукоделия.
Нестор не говорит о нем ничего более, как что Владимир Великий велел соорудить истукан Макоша в Киеве и приносить ему жертвы. Г. Гютри думал, что русский Макош был Магогом в Библии.
А. С. Кайсаров “Славянская и российская мифология”
Еще один весьма популярный образ – Бог Род. В народном сознании он ассоциировался с кругооборотом жизни, сменой поколений, рождением и смертью. Таинственные Рожаницы, возможно, также были богинями, отвечавшими за судьбу ребенка при родах.
Триглав, славянский бог, обладает тремя головами, управляющими тремя мирами: небесным, земным и подземным. В его символике отражены три основные функции – творение, сохранение и уничтожение. Он представляет пространство и время, склоняясь к срединному миру, что делает его тёмным по сравнению со светлыми небесными божествами. Триглав олицетворяет женские, земные и водные начала, а его близость с луной связана с символикой ночи.
Одним из них является бренненский и щецинский Триглав. О нем упоминают несколько дополняющих друг друга источников, одни из которых повествуют о захвате Бренны (совр. Бранденбурга), а другие описывают миссионерскую деятельность епископа Оттона. Автор XIII в., который был хорошо информирован о битве за Бренну в середине XII в., Генрих из Антверпена, сообщал о почитании в этом городе трехголового изваяния, не указывая его имени.
А. Гейштор “Мифология славян”
Некоторые исследователи объединяют этих персонажей с почитанием предков и родовыми культами, очень важными для славянского мировоззрения. В этом ключе можно интерпретировать и упоминание духов леса, воды и времен года (вил, русалок, Мораны и т.п.) среди славянских божеств. Это были, скорее всего, духи-покровители природных стихий, также игравшие существенную роль в народных культах.
Уже здесь с понятием о Мурене Славянин смешал понятие о смерти природы. Еще Забой (Краледворская Рукопись) противополагает Мурене Весну; вместе с упомянутым выносом Мурены в Липтове парни выносят другую фигуру Мурены, мужскую, под именем дедка; дедка представляют сидящим всю зиму в амбарах и пожирающим хлеб; при наступлении весны его выносят и Чехи. Обыкновение выносить Мурену осталось даже и в тех землях, которые теперь уже все «понемчены», например, около Бамберга.
М. И. Касторский “Мифология славян”
Заключение
Несмотря на множество пробелов в наших знаниях о славянской мифологии, мы можем констатировать ее богатство, многообразие образов и культов древних людей. Уникальные археологические находки, данные фольклора и анализ письменных источников позволяют все больше приоткрыть завесу тайны над былыми верованиями восточных славян.
Неудивительно, что могучие и загадочные боги языческой Руси нередко становятся персонажами или источником вдохновения для произведений литературы и искусства. Но следует различать подлинные скудные факты о языческих божествах и их позднейшие художественные интерпретации. Только сопоставляя разнообразные данные, можно приблизиться к реконструкции славянского пантеона и ритуалов поклонения его представителям у наших далеких предков.
Список славянских богов
Имя | Описание |
---|---|
Перун | Главный бог, покровитель князя и дружины, громовержец. Ассоциируется с Ильёй-пророком. |
Хорс | Символизирует солнце. |
Дажьбог | Солнечное божество, закрывает зиму и открывает весну, связан с ведением свадеб. Рассматривается как предок русских людей. |
Стрибог | Вероятно, божество, связанное с атмосферными функциями, возможно, с ветром. |
Семаргл | Полубожественный персонаж, обладает неопределенными функциями, возможно, вестник между небесным и земным мирами. |
Мокошь | Женское божество, предположительно, покровительница прядения и ткачества. Ассоциируется с Параскевой-Пятницей. |
Волос | Считается богом скота, сменён св. Власием Севастийским. |
Велес | Покровитель сказителей и поэзии, связан с сказителем Бояном. |
Рожаницы и Род | Символизируют предначертанное, судьбу новорождённого, то, что “написано в роду”. |
Сварог | Возможно, бог-кузнец, или дух огня. Отождествляется с Сварожичем некоторыми исследователями. |
Сварожич | Символизирует огонь. |
Троян | Символ древности в “Слове о полку Игореве”. Заимствован из южнославянской фольклорной традиции на Русь. |
Дый | Аналог имени античного Зевса в древнерусских текстах, направленных против язычества. |
Сирин, Алконост, Гамаюн | Мифические птицы из древнерусских книжных произведений, заимствованные из античной традиции. |
Святовит | Главный бог Арконы, ассоциируется с войной и победой. |
Триглав | Олицетворял три ипостаси жизни: творение, гибель и сохранение, управлял тремя мирами – подземным, земным и небесным. |
Сварожич (Радегаст) | Главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями. |
Чернобог | Злой бог, приносящий несчастье. |
Прове | Главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще. |
Припегала | Бог с неясными функциями, возможно, связанный с “дионисийским” типом. |
Подага | Бог или богиня вагров с неопределенными функциями, имевший храм и идол в Плуне. |
Жива | Женское божество, главное божество своей местности. |
Яровит | Бог войны и плодородия. |
Руевит | Главный бог Кореницы, бог войны. |
Переплут | Мифологический персонаж с неясными функциями. |
Вилы | Женский дух, обитающий в горах, и владеющий колодцами и озёрами. |
Карна | Гипотетические божества горя и плача. |
Желя | Неизвестное мифологическое существо. |
Лада | Персонаж кабинетной мифологии. |
Марена | Женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. |
Список литературы
- Ключевский В. О. “Сочинения. В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории.” Ч. VIII – М.: Мысль, 1988 г.
- Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси” – Москва, Наука 1987 г.
- А. Гейштор “Мифология славян” – М., Издательство «Весь Мир», 2014 г.
- Леже Л. “Славянская мифология”, печ. по изд. Оттиск из «Филологических записок» за 1907 год – М., Амрита-Русь, 2022 г.
- Кайсаров А.С. “Славянская и российская мифология”, печ. по изданию: Москва, В типографии Дубровина и Мерзлякова 1810 год – М., Амрита-Русь, 2024 г.
- Касторский М. И. “Мифология славян. Обзор и комментарии” – М.: Амрита-Русь, 2022 г.
Отличная статья! Узнал много нового о славянских богах, особенно о Роду и Мокоши. Было бы здорово, если вы добавите больше информации о ритуалах и праздниках, связанных с этими божествами. Очень интересная тема, спасибо за качественный материал!
Невероятно увлекательное путешествие в мир древних славян! Не знал, что Велес имел связь не только с богатством, но и с музыкой. Пожалуйста, сделайте отдельную статью о Перуне и его символах – думаю, это будет полезно для всех, кто интересуется славянской мифологией.
Очень понравилось, как вы описали мифологию славянских богов, особенно в части их взаимодействий с людьми. Интересно, а можно ли найти аналоги этих божеств в других культурах? Например, кто в скандинавской мифологии соответствует Велесу? Было бы полезно увидеть сравнение.