Назарук В.М. «Проводы Перуна»
Назарук В.М. «Проводы Перуна»

Боги славян – история и легенды
4.8 (6)

Славянское язычество по праву считается одной из самых загадочных и малоизученных мифологических систем Европы. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного подлинного текста, созданного славянскими язычниками и посвященного их богам. Основная информация о пантеоне богов и культах жителей Древней Руси до принятия христианства черпается из отрывочных упоминаний в русских летописях, фольклоре и некоторых других источниках.

Область славянской мифологии, по-моему, ограничивается исключительно текстами или памятниками (если таковые существуют), относящимися к языческому периоду исторической жизни славян: если эти тексты или памятники могут быть объяснены или дополнены каким-либо народным преданием, то я ссылаюсь на это предание (так, например, относительно вопроса почитания пенатов или взглядов на загробную жизнь). Все же я не смотрю на народный эпос как на составную часть мифологии. Я не допускаю этого a priori.

Луи Леже “Славянская мифология”

Первые попытки систематизировать эти разрозненные свидетельства в более или менее стройную картину начинают предприниматься только в XIX веке. Однако и по сей день некоторые аспекты древнего миропонимания восточных славян остаются загадкой, вокруг некоторых богов или персонажей мифов и легенд идут горячие споры.

Боги “пантеона Владимира”

Гравюра из книги Г. А. Шлейссинга «Древняя и новая религия московитов», 1698
Гравюра из книги Г. А. Шлейссинга «Древняя и новая религия московитов», 1698

Наиболее ранним источником о божествах, которым поклонялись на Руси, служит “Повесть временных лет” – летописный свод, повествующий о древнейшей и раннесредневековой истории. В нем имеется рассказ о религиозной реформе Владимира, который утвердил почитание шести основных богов и установил их идолов в Киеве:

“И начал княжити Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряною головою и золотыми усами, Хорса и Даждьбога, Стрибога и Симаргла (Семаргла), и Мокошь”.

В русских памятниках уцелели следы поклонения небу под именем Сварога, солнцу под именами Дажбога. Хорса, Белеса, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, огню и другим силам и явлениям природы. Дажбог и божество огня считались сыновьями Сварога, звались Сварожичами.

В.О. Ключевский “Курс Русской истории ”

Двадцать пятый лист Лаврентьевской Летописи с упоминанием Киевского пантеона, 1377 год
Двадцать пятый лист Лаврентьевской Летописи с упоминанием Киевского пантеона, 1377 год

В первую очередь обращает на себя внимание имя Перуна – божества грома и молнии, а видимо также лета и плодородия. Гром и бурные весенние ливни в народных представлениях ассоциировались с оплодотворяющей силой небес, пробуждением природы и даровали надежду на обильный урожай. Вполне возможно, Перуна почитали так же как наиболее могущественного Бога-Воителя, покровителя дружинников. Вот что думал об этом В.О. Ключевский

Уже в VI в., по свидетельству Прокопия, славяне признавали повелителем вселенной одного богагромовержца, т. е. Перуна. По нашей Начальной летописи Перун – главное божество русских славян рядом с Велесом, который характеризуется названием “скотьего бога” в смысле покровителя стад, а может быть, и в значении бога богатства: на языке этой летописи слово скот сохраняло ещё старинное значение денег. В древнерусских письменных памятниках нет ясных указаний на семейства богов, кроме сыновей Сварога. Но араб Ибн-Фадлан в начале Х в. видел на волжской пристани, по всей вероятности у города Болгар, большое изображение какого-то бога, окруженное малыми кумирами, представлявшими жён и дочерей этого бога, которым русские купцы приносили жертвы и молитвы; неясно только, какие купцы здесь разумеются, варяжские или славянские.

О функциях других богов и характере их культов известно пока недостаточно. Согласно народной этимологии Хорс мог быть богом Солнца, Даждьбог – богом огня и дарителем благ. Стрибог упоминается в “Слове о полку Игореве” как глава “стрибожьих внуков”, т.е. вероятно рассматривался как покровитель ветров. Семаргл часто визуализировался в искусстве Древней Руси в образе крылатого пса, но его функции неизвестны. Мокошь – единственная богиня из перечисленных идолов, возможно, покровительствовала женским ремеслам и магии.

“Курс Русской истории Часть 1. Лекция VIII.”

Другие известные славянские боги

В клятвенных договорах вместе с Перуном часто упоминается скотий бог Волос (Велес) как гарант богатства и благоденствия народа. Он обычно отождествляется с балтийским Велсом/Велнясом – богом загробного мира и плодородия. В “Слове о полку Игореве” о нем говорится как о прародителе баянов-певцов (Велесов внук), так что существует версия, что Волос (Велес) покровительствовал так же поэзии и песням.

Медвежья тема в аpхеологии и фольклоpе очень часто бывает сопpяжена с именем славянского языческого бога Волоса-Велеса . Hеолитические следы медвежьего кyльта обнаpyжены y с. Волосова; фатьяновского типа pитyальный топоp с головой медведя был найден в центpе гоpода Ростова, где, как известно, ещё в XI в. было капище Волоса. Созвездие Плеяд, имеющее pyсское наpодное название «Волосожаpы», «Волосыни», пpедвещает yдачнyю охотy на медведя и т. д.

Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси”

В.М. Васнецов "Гамаюн, птица вещая"
В.М. Васнецов “Гамаюн, птица вещая”

Мокошь или Макош(муж.), имя которой присутствует в “пантеоне Владимира”, народной традицией отождествлялась со святой Параскевой – покровительницей девушек, женской красоты и здоровья. Исходя из этого, бытует мнение, что и языческая Мокошь исполняла роль богини судьбы и женского рукоделия.

Нестор не говорит о нем ничего более, как что Владимир Великий велел соорудить истукан Макоша в Киеве и приносить ему жертвы. Г. Гютри думал, что русский Макош был Магогом в Библии.

А. С. Кайсаров “Славянская и российская мифология”

Еще один весьма популярный образ – Бог Род. В народном сознании он ассоциировался с кругооборотом жизни, сменой поколений, рождением и смертью. Таинственные Рожаницы, возможно, также были богинями, отвечавшими за судьбу ребенка при родах.

Чернобог и Белобог — таинственная пара божеств, упоминаемая в ряде средневековых источников о языческих верованиях западных славян. Их имена имеют глубокий символизм, воплощая противоположные силы тьмы и света, зла и добра.

Триглав, славянский бог, обладает тремя головами, управляющими тремя мирами: небесным, земным и подземным. В его символике отражены три основные функции – творение, сохранение и уничтожение. Он представляет пространство и время, склоняясь к срединному миру, что делает его тёмным по сравнению со светлыми небесными божествами. Триглав олицетворяет женские, земные и водные начала, а его близость с луной связана с символикой ночи.

Одним из них является бренненский и щецинский Триглав. О нем упоминают несколько дополняющих друг друга источников, одни из которых повествуют о захвате Бренны (совр. Бранденбурга), а другие описывают миссионерскую деятельность епископа Оттона. Автор XIII в., который был хорошо информирован о битве за Бренну в середине XII в., Генрих из Антверпена, сообщал о почитании в этом городе трехголового изваяния, не указывая его имени.

А. Гейштор “Мифология славян”

Некоторые исследователи объединяют этих персонажей с почитанием предков и родовыми культами, очень важными для славянского мировоззрения. В этом ключе можно интерпретировать и упоминание духов леса, воды и времен года (вил, русалок, Мораны и т.п.) среди славянских божеств. Это были, скорее всего, духи-покровители природных стихий, также игравшие существенную роль в народных культах.

Уже здесь с понятием о Мурене Славянин смешал понятие о смерти природы. Еще Забой (Краледворская Рукопись) противополагает Мурене Весну; вместе с упомянутым выносом Мурены в Липтове парни выносят другую фигуру Мурены, мужскую, под именем дедка; дедка представляют сидящим всю зиму в амбарах и пожирающим хлеб; при наступлении весны его выносят и Чехи. Обыкновение выносить Мурену осталось даже и в тех землях, которые теперь уже все «понемчены», например, около Бамберга.

М. И. Касторский “Мифология славян”

Заключение

Несмотря на множество пробелов в наших знаниях о славянской мифологии, мы можем констатировать ее богатство, многообразие образов и культов древних людей. Уникальные археологические находки, данные фольклора и анализ письменных источников позволяют все больше приоткрыть завесу тайны над былыми верованиями восточных славян.

Неудивительно, что могучие и загадочные боги языческой Руси нередко становятся персонажами или источником вдохновения для произведений литературы и искусства. Но следует различать подлинные скудные факты о языческих божествах и их позднейшие художественные интерпретации. Только сопоставляя разнообразные данные, можно приблизиться к реконструкции славянского пантеона и ритуалов поклонения его представителям у наших далеких предков.

Список славянских богов

Имя Описание
Перун Главный бог, покровитель князя и дружины, громовержец. Ассоциируется с Ильёй-пророком.
Хорс Символизирует солнце.
Дажьбог Солнечное божество, закрывает зиму и открывает весну, связан с ведением свадеб. Рассматривается как предок русских людей.
Стрибог Вероятно, божество, связанное с атмосферными функциями, возможно, с ветром.
Семаргл Полубожественный персонаж, обладает неопределенными функциями, возможно, вестник между небесным и земным мирами.
Мокошь Женское божество, предположительно, покровительница прядения и ткачества. Ассоциируется с Параскевой-Пятницей.
Волос Считается богом скота, сменён св. Власием Севастийским.
Велес Покровитель сказителей и поэзии, связан с сказителем Бояном.
Рожаницы и Род Символизируют предначертанное, судьбу новорождённого, то, что “написано в роду”.
Сварог Возможно, бог-кузнец, или дух огня. Отождествляется с Сварожичем некоторыми исследователями.
Сварожич Символизирует огонь.
Троян Символ древности в “Слове о полку Игореве”. Заимствован из южнославянской фольклорной традиции на Русь.
Дый Аналог имени античного Зевса в древнерусских текстах, направленных против язычества.
Сирин, Алконост, Гамаюн Мифические птицы из древнерусских книжных произведений, заимствованные из античной традиции.
Святовит Главный бог Арконы, ассоциируется с войной и победой.
Триглав Олицетворял три ипостаси жизни: творение, гибель и сохранение, управлял тремя мирами – подземным, земным и небесным.
Сварожич (Радегаст) Главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями.
Чернобог Злой бог, приносящий несчастье.
Прове Главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще.
Припегала Бог с неясными функциями, возможно, связанный с “дионисийским” типом.
Подага Бог или богиня вагров с неопределенными функциями, имевший храм и идол в Плуне.
Жива Женское божество, главное божество своей местности.
Яровит Бог войны и плодородия.
Руевит Главный бог Кореницы, бог войны.
Переплут Мифологический персонаж с неясными функциями.
Вилы Женский дух, обитающий в горах, и владеющий колодцами и озёрами.
Карна Гипотетические божества горя и плача.
Желя Неизвестное мифологическое существо.
Лада Персонаж кабинетной мифологии.
Марена Женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы.

Список литературы

  • Ключевский В. О. “Сочинения. В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории.” Ч. VIII – М.: Мысль, 1988 г.
  • Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси” – Москва, Наука 1987 г.
  • А. Гейштор “Мифология славян” – М., Издательство «Весь Мир», 2014 г.
  • Леже Л. “Славянская мифология”, печ. по изд. Оттиск из «Филологических записок» за 1907 год – М., Амрита-Русь, 2022 г.
  • Кайсаров А.С. “Славянская и российская мифология”, печ. по изданию: Москва, В типографии Дубровина и Мерзлякова 1810 год – М., Амрита-Русь, 2024 г.
  • Касторский М. И. “Мифология славян. Обзор и комментарии” – М.: Амрита-Русь, 2022 г.
Оцените статью
[Всего: 6 Оценка: 4.8]

3 комментариев

  1. Отличная статья! Узнал много нового о славянских богах, особенно о Роду и Мокоши. Было бы здорово, если вы добавите больше информации о ритуалах и праздниках, связанных с этими божествами. Очень интересная тема, спасибо за качественный материал!

  2. Невероятно увлекательное путешествие в мир древних славян! Не знал, что Велес имел связь не только с богатством, но и с музыкой. Пожалуйста, сделайте отдельную статью о Перуне и его символах – думаю, это будет полезно для всех, кто интересуется славянской мифологией.

  3. Очень понравилось, как вы описали мифологию славянских богов, особенно в части их взаимодействий с людьми. Интересно, а можно ли найти аналоги этих божеств в других культурах? Например, кто в скандинавской мифологии соответствует Велесу? Было бы полезно увидеть сравнение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *