Среди множества богов, которым поклонялись наши предки-славяне, одной из самых загадочных и неординарных фигур был Триглав – трехголовое божество, олицетворявшее идею триединства мироздания. Хотя письменные упоминания о нем встречаются в средневековых хрониках, до сих пор ведутся споры о подлинном значении этого образа. Одни исследователи считают Триглава единым богом, символизирующим три сферы бытия, другие видят за этим именем трех разных божеств. Так кем же был на самом деле Триглав и какую роль играл в верованиях древних славян?
Три ипостаси славянского пантеона
По одной из наиболее распространенных теорий, образ Триглава представлял собой своего рода триединство, состоящее из трех главных богов славянского пантеона. Каждая из трех голов символизировала отдельное божество с присущими ему функциями и атрибутами.
В некоторых источниках ипостасями Триглава называются Сварог (бог небесного огня и кузнечного дела), Перун (громовержец и повелитель воинов) и Святовит (светлый защитник порядка и справедливости). В других легендах в качестве трех обличий фигурируют Род (прародитель всего сущего), Траян (божество-вдохновитель человеческого творчества) и тот же Сварог как олицетворение рассудительности.
Трехглавый Триглав олицетворял гармоничное единство и взаимосвязь всех сфер бытия – небесного, земного и подземного миров. Подобно тому как христианская Святая Троица впоследствии воплотила идею триединства Бога, этот языческий символ выражал представление древних славян о целостности и взаимопроникновении всех уровней Вселенной.
Однако внутренний смысл Збручского идола, его отдельных изображений и всей их совокупности в целом будет, вероятно, ещё долгое время предметом изучения и дискуссий….
Нижняя зона (подземный мир) – Бог, стоящий на коленях и поддерживающий своими руками плоскость земли с людьми на ней (Белее?). Скульптор изобразил этого бога не только на лицевой грани, но и на двух боковых, дав туловище в профиль, а голову в фас, благодаря чему получились как бы три бога или («триглав»).
Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси”
Три стихии в женском обличье
Другое распространенное толкование образа Триглава связывает его с тремя природными стихиями – воздухом, водой и землей. В этом случае речь идет уже не о мужском, а о женском божестве – прародительнице и матери всего сущего, чьи три головы олицетворяли жизненно важные для земледельцев стихии.
Триглава — Также сокращенно именовалась Тригла. Сия богиня не имела храма в городах и селениях, а находился он на полях киевских; истукан же ея представлял женщину о трех головах. Славяне, кажется, благоразумно поступали, не вмещая храма богини, изображавшей землю, среди жилищ. Три ея главы означают три начала, составляющие земной шар, т. е. земля, вода и воздух: ибо существование огня полагалось вне земли. Сему доказательством служит Прометей, похитивший огонь с неба. Нет ничего лучше сей догадки, как поставить храм земли под открытым небом, поелику самое изображение сего храма и богини значило землю. Сверх сего три ея главы могут представлять собою горы, долины и леса. В смысле же отвлеченном, богиня сия, кажется, изображала продолжение времени, настоящее, прошедшее и будущее.
“Древняя религия Славян” Г.А. Глинка
В качестве богини плодородия и изобилия Триглава, вероятно, имела непосредственное отношение к сельскохозяйственным циклам и сезонным ритуалам, столь значимым для славянских общин того времени. Ее культ был тесно связан с идеей процветания, роста и благополучия, от которых напрямую зависело благосостояние людей.
В этом своем женском обличье Триглава предстает как воплощение самой природы – источника жизни, питающего все живое на земле своими щедрыми дарами.
Таинственный страж трех миров
Наиболее загадочная трактовка образа Триглава представляет его как верховное божество, повелителя всех трех миров – небесного, земного и подземного. В этой версии отразилось древнее языческое мировоззрение с присущим ему делением Вселенной на три взаимосвязанных, но разделенных уровня.
Смысл имени Триглава очевиден — это бог с тремя головами, в то время как давность его и ареал распространения не вполне ясны. Предполагалось, что это новое имя появилось под влиянием христианского учения о Святой Троице, поскольку говорить о понимании язычниками того времени христианского учения о трех ипостасях было бы неразумно. Три царства, включавшие в себя небо, землю и подземный мир, не идут от христианства. Представление о трехсферном разделении мира также находит свое отражение в так называемом Збручском идоле (о чем речь пойдет далее) и в целом оно свойственно традиционной культуре, по крайней мере, западных славян.
А. Гейштор “Мифология славян”
Согласно средневековым хроникам, в главном святилище славян в городе Штетине находилась огромная статуя Триглава на высоких столбах. У этого истукана было три головы на одном теле, глаза и уста богоподобного изваяния были завязаны золотой повязкой. Такой таинственный атрибут имел глубокий символический смысл.
Передадим теперь слово Эббону, автору одного из житий епископа Оттона: «Щецин, более значительный и населенный город, чем Волин, имеет три горы, из которых средняя и самая высокая посвящена верховному богу язычников Триглаву [Trigelawo]; на ней есть трехглавое изваяние, глаза и уста которого прикрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, у главного их бога три головы, потому что в его владении находятся три царства, то есть небо, земля и преисподняя, а лицо он закрывает повязкой, поскольку, не видя людских грехови не слыша о них, он их не замечает.
А. Гейштор “Мифология славян”
Считалось, что если снять повязку с уст и глаз Триглава, то его всемогущее слово и всевидящий взор разрушат тонкие границы между мирами, в результате чего миропорядок будет нарушен, а цари живых, мертвых и богов смешаются в первозданном хаосе. Иными словами, Триглав выступал в роли бдительного стража, оберегающего равновесие всех сфер бытия и не допускающего их окончательного слияния.
Образ темного, ночного божества, повелителя таинственных сил природы и хранителя миров, очевидно, был овеян для древних славян особым, полумистическим ореолом. Возможно, именно эта загадочная сущность и стала главной причиной особого почитания грозного Триглава.
Заключение
Многоликий, противоречивый образ Триглава, порождающий столько разногласий среди исследователей, видимо, не случаен. Это божество воплощало саму идею триединства, многогранности и цикличности мироздания в представлении древних славян.
Триглав символизировал тесную связь высших божеств с природными стихиями и человеческой деятельностью, важнейшими жизненными циклами. Он олицетворял гармоничное слияние трех начал – творения, сохранения и уничтожения, – неразрывно переплетенных в самой ткани бытия.
В культе этого загадочного трехголового божества как в зеркале отразились языческие верования, философские взгляды и жизненный уклад наших предков – почитателей грозного и таинственного Триглава.
Список литературы
- А. Гейштор “Мифология славян” – М., Издательство «Весь Мир», 2014 г.
- Г.А. Глинка “Древняя религия Славян” – Амрита-Русь, 2022 г.
- Кагаров, Е.Г. “Религiя древнихъ славянъ” – Москва, Кн-ство Практические знания, 1918
- Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси” – Москва, Наука 1987 г.
Узнал много нового о Триглаве. Никогда не думал, что он может символизировать три мира. Спасибо за познавательный материал!
Понравилось, как подробно разобраны разные аспекты Триглава. Было интересно узнать о его связи с природными стихиями.
Никогда не слышал о Триглаве в женском обличье и связи с природными стихиями. Это добавило новое измерение к моему пониманию славянских верований.
Гейштор тот еще фантазер, да и рассказывает он про средние века
Как бы “Учение о Триедином Боге (тринитарный догмат) признаётся подавляющим большинством современных христианских конфессий”, так что идея триединства еще жива/, хоть и в другом обличье.