"Триглав" Марек Гапон
"Триглав" Марек Гапон

Триглав: Трехликий Бог Древних Славян
4.8 (17)

Среди множества богов, которым поклонялись наши предки-славяне, одной из самых загадочных и неординарных фигур был Триглав – трехголовое божество, олицетворявшее идею триединства мироздания. Хотя письменные упоминания о нем встречаются в средневековых хрониках, до сих пор ведутся споры о подлинном значении этого образа. Одни исследователи считают Триглава единым богом, символизирующим три сферы бытия, другие видят за этим именем трех разных божеств. Так кем же был на самом деле Триглав и какую роль играл в верованиях древних славян?

Три ипостаси славянского пантеона

"Триглав" Иллюстрация из книги «Жизнеописание Оттона Бамбергского в церковных сочинениях и преданиях»
“Триглав” Иллюстрация из книги «Жизнеописание Оттона Бамбергского в церковных сочинениях и преданиях»

По одной из наиболее распространенных теорий, образ Триглава представлял собой своего рода триединство, состоящее из трех главных богов славянского пантеона. Каждая из трех голов символизировала отдельное божество с присущими ему функциями и атрибутами.

В некоторых источниках ипостасями Триглава называются Сварог (бог небесного огня и кузнечного дела), Перун (громовержец и повелитель воинов) и Святовит (светлый защитник порядка и справедливости). В других легендах в качестве трех обличий фигурируют Род (прародитель всего сущего), Траян (божество-вдохновитель человеческого творчества) и тот же Сварог как олицетворение рассудительности.

Трехглавый Триглав олицетворял гармоничное единство и взаимосвязь всех сфер бытия – небесного, земного и подземного миров. Подобно тому как христианская Святая Троица впоследствии воплотила идею триединства Бога, этот языческий символ выражал представление древних славян о целостности и взаимопроникновении всех уровней Вселенной.

Однако внутренний смысл Збручского идола, его отдельных изображений и всей их совокупности в целом будет, вероятно, ещё долгое время предметом изучения и дискуссий….

Нижняя зона (подземный мир) – Бог, стоящий на коленях и поддерживающий своими руками плоскость земли с людьми на ней (Белее?). Скульптор изобразил этого бога не только на лицевой грани, но и на двух боковых, дав туловище в профиль, а голову в фас, благодаря чему получились как бы три бога или («триглав»).

Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси”

Три стихии в женском обличье

Другое распространенное толкование образа Триглава связывает его с тремя природными стихиями – воздухом, водой и землей. В этом случае речь идет уже не о мужском, а о женском божестве – прародительнице и матери всего сущего, чьи три головы олицетворяли жизненно важные для земледельцев стихии.

Триглава — Также сокращенно именовалась Тригла. Сия богиня не имела храма в городах и селениях, а находился он на полях киевских; истукан же ея представлял женщину о трех головах. Славяне, кажется, благоразумно поступали, не вмещая храма богини, изображавшей землю, среди жилищ. Три ея главы означают три начала, составляющие земной шар, т. е. земля, вода и воздух: ибо существование огня полагалось вне земли. Сему доказательством служит Прометей, похитивший огонь с неба. Нет ничего лучше сей догадки, как поставить храм земли под открытым небом, поелику самое изображение сего храма и богини значило землю. Сверх сего три ея главы могут представлять собою горы, долины и леса. В смысле же отвлеченном, богиня сия, кажется, изображала продолжение времени, настоящее, прошедшее и будущее.

“Древняя религия Славян” Г.А. Глинка

В качестве богини плодородия и изобилия Триглава, вероятно, имела непосредственное отношение к сельскохозяйственным циклам и сезонным ритуалам, столь значимым для славянских общин того времени. Ее культ был тесно связан с идеей процветания, роста и благополучия, от которых напрямую зависело благосостояние людей.

В этом своем женском обличье Триглава предстает как воплощение самой природы – источника жизни, питающего все живое на земле своими щедрыми дарами.

Таинственный страж трех миров

Триглав на табличке, опубликованной в Acta Erudorum 1715 года, как иллюстрация к обзору Historia lusatica Сэмюэля Гроссера
Триглав на табличке, опубликованной в Acta Erudorum 1715 года, как иллюстрация к обзору Historia lusatica Сэмюэля Гроссера

Наиболее загадочная трактовка образа Триглава представляет его как верховное божество, повелителя всех трех миров – небесного, земного и подземного. В этой версии отразилось древнее языческое мировоззрение с присущим ему делением Вселенной на три взаимосвязанных, но разделенных уровня.

Смысл имени Триглава очевиден — это бог с тремя головами, в то время как давность его и ареал распространения не вполне ясны. Предполагалось, что это новое имя появилось под влиянием христианского учения о Святой Троице, поскольку говорить о понимании язычниками того времени христианского учения о трех ипостасях было бы неразумно. Три царства, включавшие в себя небо, землю и подземный мир, не идут от христианства. Представление о трехсферном разделении мира также находит свое отражение в так называемом Збручском идоле (о чем речь пойдет далее) и в целом оно свойственно традиционной культуре, по крайней мере, западных славян.
А. Гейштор “Мифология славян”

Согласно средневековым хроникам, в главном святилище славян в городе Штетине находилась огромная статуя Триглава на высоких столбах. У этого истукана было три головы на одном теле, глаза и уста богоподобного изваяния были завязаны золотой повязкой. Такой таинственный атрибут имел глубокий символический смысл.

Передадим теперь слово Эббону, автору одного из житий епископа Оттона: «Щецин, более значительный и населенный город, чем Волин, имеет три горы, из которых средняя и самая высокая посвящена верховному богу язычников Триглаву [Trigelawo]; на ней есть трехглавое изваяние, глаза и уста которого прикрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, у главного их бога три головы, потому что в его владении находятся три царства, то есть небо, земля и преисподняя, а лицо он закрывает повязкой, поскольку, не видя людских грехови не слыша о них, он их не замечает.
А. Гейштор “Мифология славян”

Считалось, что если снять повязку с уст и глаз Триглава, то его всемогущее слово и всевидящий взор разрушат тонкие границы между мирами, в результате чего миропорядок будет нарушен, а цари живых, мертвых и богов смешаются в первозданном хаосе. Иными словами, Триглав выступал в роли бдительного стража, оберегающего равновесие всех сфер бытия и не допускающего их окончательного слияния.

Образ темного, ночного божества, повелителя таинственных сил природы и хранителя миров, очевидно, был овеян для древних славян особым, полумистическим ореолом. Возможно, именно эта загадочная сущность и стала главной причиной особого почитания грозного Триглава.

Заключение

Многоликий, противоречивый образ Триглава, порождающий столько разногласий среди исследователей, видимо, не случаен. Это божество воплощало саму идею триединства, многогранности и цикличности мироздания в представлении древних славян.

Триглав символизировал тесную связь высших божеств с природными стихиями и человеческой деятельностью, важнейшими жизненными циклами. Он олицетворял гармоничное слияние трех начал – творения, сохранения и уничтожения, – неразрывно переплетенных в самой ткани бытия.

В культе этого загадочного трехголового божества как в зеркале отразились языческие верования, философские взгляды и жизненный уклад наших предков – почитателей грозного и таинственного Триглава.

Список литературы

  • А. Гейштор “Мифология славян” – М., Издательство «Весь Мир», 2014 г.
  • Г.А. Глинка “Древняя религия Славян” – Амрита-Русь, 2022 г.
  • Кагаров, Е.Г. “Религiя древнихъ славянъ” – Москва, Кн-ство Практические знания, 1918
  • Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси” – Москва, Наука 1987 г.
Оцените статью
[Всего: 17 Оценка: 4.8]

5 комментариев

  1. Узнал много нового о Триглаве. Никогда не думал, что он может символизировать три мира. Спасибо за познавательный материал!

  2. Понравилось, как подробно разобраны разные аспекты Триглава. Было интересно узнать о его связи с природными стихиями.

  3. Никогда не слышал о Триглаве в женском обличье и связи с природными стихиями. Это добавило новое измерение к моему пониманию славянских верований.

  4. Как бы “Учение о Триедином Боге (тринитарный догмат) признаётся подавляющим большинством современных христианских конфессий”, так что идея триединства еще жива/, хоть и в другом обличье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *