"Род и рожаницы" А. Шишкин
"Род и рожаницы" А. Шишкин

Род и Рожаницы: От древних обрядов до современного понимания
5 (2)

Род и Рожаницы одни из самых интригующих и малоизученных фигур в славянской мифологии. Основанные на древнерусских текстах и сравнениях с античными мифами, исследования этих божеств предоставляют уникальное окно в духовную жизнь древних славян. Статья пытается осветить мифологическое значение Рода и Рожаниц, исследуя исторические источники, научные трактовки образов, а также социокультурные аспекты их почитания.

Род в древнерусской литературе и обличительные тексты

Родоначальник мира

Согласно одной из ключевых версий в славянской мифологии, в самом начале существовал лишь изначальный хаос. Затем из так называемого “Вселенского яйца”, порожденного высшими силами, родился великий бог Род – прародитель всего сущего. Именно Род разделил первозданную материю на противоположные начала – свет и тьму, день и ночь. Из светлых частиц он создал добрых, созидательных богов, из темных – разрушительных. Однако между светлыми и темными божествами вскоре вспыхнула вражда.

Чтобы усмирить этот хаос, Род расчленил мироздание на три части – Явь, Навь и Правь. В Яви он поселил богов стихий и обычных людей, в Нави – темных богов разрушения, а в Прави – светлых богов созидания. Для окончательного упорядочения мира Род сотворил бога-кузнеца Сварога, который сковал мир могучими цепями, утвердив незыблемый порядок во Вселенной. От дыхания самого Рода появились затем и первые люди, а также жена Сварога – богиня Лада, олицетворение гармонии, красоты и мудрости.

Согласно мифам, именно Род создал впоследствии небо, землю, звезды, солнце и луну, растения и животных – словом, абсолютно все, что нас окружает. Недаром многие основополагающие понятия славянского миропонимания – природа, родители, родина, народ, урожай – имеют один корень “род”, восходящий к имени этого верховного божества. Создав наконец людей и богов, Род погрузился в сон, растворившись в мировой атмосфере.

Что касается до Рода, то нечего искать в нем предка, а надо остановиться на свидетельстве одной рукописи XVI приводимой П.В. Калачевым: «То ти не Род, седя на вздусе мечет на землю груды и в том раждаются дети». Таким образом, Род не есть олицетворение рода (gens), а сам Создатель. Груды, которые он мечет на землю напоминают приказание богов Пирре, жене Девкалиона, после Потопа кидать через себя кости матери (т. е. камни, кости общей матери земл для того, чтобы снова населить мир людьми.
Константин Бестужев-Рюмин “Русская история”

Род в древнерусской литературе

Род упоминается в ряде древнерусских текстов, часто в контексте критики языческих верований. В таких текстах, как “Слово святого Григория”, Род представлен в компании других божеств, которым приносились жертвы и которые ассоциировались с различными культами и практиками. В нем, наряду с другими языческими богами вроде Перуна и Хорса, упоминаются Род и Рожаницы – богини судьбы и рождения. Текст гласит:

“Тем же богом требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши, Перуну, Хорсу, Роду и Рожанице…”

Упоминание Рода и Рожаниц в контексте поклонения древним божествам, как Исиде и Осирису, подчеркивает попытку адаптации и интеграции славянской мифологии с христианством и другими культурами.

Род и Рожаницы: Символика и мифологическое значение

Традиции и символика

"Рожаницы" Марек Гапон
“Рожаницы” Марек Гапон

Род, в древнеславянской традиции, часто ассоциируется с созданием и покровительством. Как предполагают исследователи, Род мог быть символом вселенской судьбы и происхождения, связанным с космогоническими представлениями о мироздании. Рожаницы, будучи частью этого культа, символизировали покровительство материнства и рождения, что находит отражение в ритуалах и обрядах, связанных с женскими богинями плодородия.

Несмотря на то, что рожаницы скорее относятся к области демонологии, чем к пантеону, их следует рассматривать вместе с Родом, тем более, что древнерусские источники не раз упоминают пару — Рода и Рожаницу. Это были невидимые женские существа, определяющие судьбу человека сразу же после его рождения. Интересно отметить, что русский, украинский, белорусский, западнославянский и болгарский фольклор их не знает, но они появляются у словенцев и хорватов (словенская rojenica, хорватская roženica), что, возможно, указывает как на древнее происхождение их самих, их имени, так и самого понятия.
А. Гейштор “Мифология славян”

Род и антропологические корни

Согласно исследованиям, Род мог олицетворять общеславянскую идею предка, что видно из лингвистического анализа и этимологии слова “род”, которое в славянских языках означает “происхождение” или “семья”. Такое толкование подчеркивает глубокую связь между мифологией и социальными структурами древних славян.

Род и Рожаницы в контексте современных исследований

Археологические находки и интерпретации

В.Б. Иванов "Утро. Праздник в честь Богов"
В.Б. Иванов “Утро. Праздник в честь Богов”

Недавние археологические исследования предоставляют новые данные о культурных практиках, связанных с Родом и Рожаницами. Например, находки в Славянском городище и других местах позволяют предположить, что поклонение этим божествам могло иметь важное общественное и ритуальное значение, особенно в контексте семейных и родовых традиций.

Что при поклонении роду и роженицам действительно пели песни, видно из Троицкого сборника XVI века, где в укор говорится: “А вы поете песнь бесовскую роду и роженицам”. В одном старинном переводе пророка Исайи, в тех местах, где еврейский народ порицается за поклонение идолам, эти идолы несколько раз названы родом и роженицами с очевидным намерением переводчика применить место пророка к современным заблуждениям: это показывает, что верование роду и роженицам держалось долго и сильно. Что, собственно, разумелось в языческие времена под этими именами, объяснить трудно, и было бы здесь неуместно, если б существование этого остатка язычества не удерживалось в описываемое нами время. Под родом, кажется, следует понимать вообще судьбу или участь — долю (греческое слово Είμαρμενη переведено словом рождение). Род употребляется всегда в единственном числе, и, следовательно, по древнему верованию существовал один род для всех; напротив, роженицы всегда в множественном числе, и это показывает, что для каждого полагалась своя роженица.

Н.И. Костомаров “Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях”

Сравнительный анализ с другими культурами

Сравнение Рода и Рожаниц с аналогичными фигурами в других культурах, таких как римские Лары и Пенаты или греческие Мойры, подчеркивает возможное общее индоевропейское наследие. Эти божества, как и Род с Рожаницами, ассоциируются с защитой дома и семьи, управлением судьбой и жизненными циклами.

Однако наиболее развернутую и смелую трактовку образа Рода предложил известный советский академик Б.А. Рыбаков. Опираясь в том числе на упомянутую цитату из “Слова Григория”, он выстроил целую концепцию о Роде как о древнейшем верховном божестве восточных славян. По версии Рыбакова, Род был богом деторождения, плодородия, жизни и смерти, родоначальником и прародителем всех славянских богов и людей. Рожаницы в этой концепции предстают как своего рода славянские аналоги греческих мойр – богинь судьбы, сопровождающих и помогающих самому Роду.

Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми её мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним с его «огненным родством». Тогда становится понятным противопоставление Рода христианскому богу Вселенной Саваофу. Этот взгляд на Рода закрепляется данными, получаемыми из ранних переводов, где книга Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется «Родьство», а бог – творец – «рододелатель».

Рыбаков Борис “Язычество древних славян”

Социокультурное значение Рода и Рожаниц

Роль в славянской общественной жизни

В славянской культуре Род и Рожаницы не только имели религиозное значение, но и играли ключевую роль в общественных и семейных ритуалах. Это включало церемонии, связанные с рождением, браком и смертью, где Род и Рожаницы выступали как покровители и проводники душ.

Переосмысление в постхристианскую эпоху

С приходом христианства большинство из традиций, связанных с Родом и Рожаницами, переосмыслили или адаптировали к новым религиозным условиям. Например, культы Рода и Рожаниц были интегрированы в празднование христианских святых, таких как Богородица, что отразило глубокую связь между старыми верованиями и новыми догматами.

Заключение

Род и Рожаницы олицетворяют уникальное сочетание мифологических, религиозных и культурных элементов славянской истории. Их изучение открывает новые горизонты для понимания не только древних верований, но и более широких социокультурных процессов, которые формировали славянскую цивилизацию на протяжении веков. Несмотря на то, что многие аспекты культа Рода и Рожаниц остаются темой для дальнейших исследований, уже сейчас можно утверждать, что они играли важную роль в формировании духовной жизни и идентичности славянских народов.

Оцените статью
[Всего: 2 Оценка: 5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *