Андрей Юрьевич Боголюбский – один из наиболее ярких и противоречивых князей древнерусского государства. Его деятельность оказала большое влияние на развитие Северо-Восточной Руси и формирование русской государственности.
Рождение и происхождение
Точный год рождения Андрея Боголюбского в исторических источниках не указан. По данным историка В.Н. Татищева, это произошло в 1111 году. Однако современные исследователи считают, что он мог родиться в промежутке между 1120 и 1125 годами.
Нам даже приблизительно неизвестен год его рождения (традиционно считается, что князь родился в 1110 или 1112 году, однако исследования антропологов, изучавших его костные останки, а также некоторые другие соображения свидетельствуют о том, что Андрей родился лет на десять позже).
Карпов Л. Ю. “Исследования по истории домонгольской Руси”
Андрей был сыном князя Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. По отцу он принадлежал к ветви Мономаховичей династии Рюриковичей, по матери имел половецкие корни. Это наложило отпечаток на его внешность и характер.
Прозвище «Боголюбский», по одной из версий, Андрей получил по названию основанного им города Боголюбова. Согласно другой версии, сам город был так назван в честь князя, а прозвище отражало религиозность Андрея и традицию именовать князей «боголюбивыми».
Начало княжения
Перенос столицы во Владимир
Став полновластным правителем Северо-Восточной Руси, Андрей Боголюбский предпринял ряд важных мер по укреплению своего княжества.
В 1157-1164 гг. он перенес столицу из Суздаля во Владимир, построив там каменный кремль и Золотые ворота. Также был возведен ряд монументальных зданий, таких как Успенский собор, церкви, монастыри.
Под Владимиром вырос резиденция Андрея – укрепленный замок Боголюбово, ставший политическим и культурным центром княжества. Здесь также были построены Боголюбский монастырь, дворцовый ансамбль, шедевр древнерусской архитектуры церковь Покрова на Нерли.
Борьба с боярством
Андрей Боголюбский стремился к установлению самодержавной власти и укреплению централизации государства. Для этого он вступил в конфликт с ростово-суздальским боярством, пытаясь ограничить влияние местных княжеских советов.
В 1161 году князь изгнал из своих владений не только родственников, но и старую дружину своего отца. Вместо нее Андрей опирался на младших дружинников-«милостников», раздавая им земельные владения. Это стало прообразом поместной системы.
В 1161 г. изгнал из своей области меньших братьев, которым, по завещанию Юрия, была она назначена в наследство, с ними изгнал и многих бояр отца своего, «хотя един быти властель». В городе Владимире он построил Успенский собор, которому дал десятину, и двое ворот: золотые и серебряные, в подражание Киеву; особенно же украшал он свое любимое местопребывание Боголюбово, близ Владимира.
Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.”
Такая политика вызвала недовольство знати. Князю приходилось постоянно бороться с боярской оппозицией, что в конечном итоге и привело к его гибели.
Духовная политика
Важнейшей частью деятельности Андрея Боголюбского была духовная политика. Он стремился укрепить авторитет православия и придать Владимирской земле статус сакрального центра наравне с Киевом.
Для этого князь перенес во Владимир одну из главных православных святынь – икону Божией Матери. По его инициативе был учрежден ряд новых церковных праздников, посвященных Богородице и Христу-Спасителю.
Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, стенной живописью и обильною позолотою, он построил в Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь св. Федора Стратилата, которому он приписывал свое спасение во время одной битвы, когда он вместе с отцом участвовал в княжеских междоусобиях на юге; церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей. Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви.
Костомаров Н. И. “Господство дома Св. Владимира”
Андрей Боголюбский предпринял первую попытку создания отдельной от Киева митрополии со столицей во Владимире. Хотя она и не увенчалась успехом, это свидетельствовало о стремлении князя к религиозной самостоятельности его владений.
Военные походы
На протяжении своего правления Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, стремясь расширить территорию княжества и усилить его влияние.
В 1164 и 1172 гг. он предпринял походы на Волжскую Булгарию, нанеся противнику серьезный урон. Это позволило установить выгодные торговые отношения с булгарами.
В 1169 году войска Андрея Боголюбского взяли штурмом Киев, что ознаменовало перелом в отношениях между Южной и Северо-Восточной Русью. Хотя сам князь и не стал править в Киеве, это продемонстрировало возвышение его княжества.
В 1170 году произошло неудачное столкновение с Новгородом. Однако Андрей сумел склонить новгородцев к заключению мира, признавшего зависимость Новгорода от Владимиро-Суздальского княжества.
Казалось, что Новогородцы, столь озлобленные Боголюбским, долженствовали навеки остаться его врагами; но (к удивлению современников), чрез несколько месяцев изгнав Князя своего, Романа, они вошли в дружелюбное сношение с Андреем: ибо терпели недостаток в хлебе и других вещах необходимых, получаемых ими из соседственных областей Российских. Четверть ржи стоила тогда в Новегороде около рубля сорока трех копеек нынешними серебряными деньгами. Довольные славою одержанной победы, не желая новых бедствий войны и щадя народ, чиновники, Архиепископ, люди нарочитые предложили мир Боголюбскому, по тогдашнему выражению, на всей воле своей, то есть не уступая прав Новогородских: Великий Князь принял оный с тем условием, чтобы вместо умершего Святослава княжил в Новегороде брат его, Рюрик Ростиславич, который господствовал в Овруче, не хотел перемены и, единственно в угодность Андрею выехав оттуда, приказал сей Удел Волынский брату Давиду.
Карамзин Н.М. “История государства Российского”
Трагическая гибель
Нараставшее недовольство князем со стороны бояр привело к заговору и убийству Андрея Боголюбского 29 июня 1174 года в его резиденции в Боголюбово. Убийство было совершено группой приближенных князя.
Согласно летописным источникам, заговорщики предварительно лишили Андрея возможности защитить себя, похитив его меч. Затем они ворвались в опочивальню князя и закололи его в собственных покоях.
В условленный час заговорщики вооружились и пошли к Андреевой спальне, но ужас напал на них, они бросились бежать из сеней, зашли в погреб, напились вина и, ободрившись им, пошли опять на сени. Подошедши к дверям спальни, один из них начал звать князя: «Господин! Господин!», чтоб узнать, тут ли Андрей. Тот, услышавши голос, закричал: «Кто там?» Ему отвечали: «Прокопий». «Мальчик! – сказал тогда Андрей спавшему в его комнате слуге, – ведь это не Прокопий?» Между тем убийцы, услыхавши Андреев голос, начали стучать в двери и выломили их. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нем (он принадлежал св. Борису), но меча не было. Ключник Анбал украл его днем из спальни. В это время, когда Андрей искал меча, двое убийц вскочили в спальню и бросились на него, по Андрей был силён и уже успел одного повалить, как вбежали остальные и, не различив сперва впотьмах, ранили своего, который лежал на земле, потом бросились на Андрея; тот долго отбивался, несмотря на то что со всех сторон секли его мечами, саблями, кололи копьями: «Нечестивцы! – кричал он им, – зачем хотите сделать то же, что Горясер (убийца св. Глеба)? Какое я вам зло сделал? Если прольете кровь мою на земле, то бог отомстит вам за мой хлеб».
Соловьев С. М. “История России с древнейших времен”
Несмотря на тяжелые раны, Андрей некоторое время сопротивлялся нападавшим, но был побежден числом. Его тело долгое время лежало на улице, пока не было подобрано слугой и доставлено для погребения в Успенский собор Владимира.
Историческое значение
Несмотря на трагический финал, Андрей Боголюбский сыграл выдающуюся роль в истории Древней Руси. При нем Владимиро-Суздальское княжество пережило период расцвета и превратилось в одно из самых могущественных государств того времени.
Деятельность Андрея Боголюбского способствовала усилению великокняжеской власти, становлению самодержавия, формированию новых институтов управления. Его заслугой стал подъем культуры и искусства на Северо-Восточной Руси.
Хотя многие нововведения князя носили противоречивый характер, они оказали долгосрочное воздействие на развитие государственности и культуры Древней Руси. Андрей Боголюбский по праву считается одним из выдающихся правителей из династии Рюриковичей, эпохи политической раздробленности.
Таким образом, жизнь и деятельность князя Андрея Боголюбского имели огромное историческое значение для Северо-Восточной Руси и всего древнерусского государства. Его правление ознаменовало период расцвета Владимиро-Суздальского княжества и усиления великокняжеской власти. Несмотря на трагический конец, Андрей Боголюбский навсегда вошел в историю как один из выдающихся государственных деятелей Древней Руси.
Хронология правления князя Андрея Боголюбского
- 1149 год – Андрей получает во владение от отца Юрия Долгорукого город Вышгород.
- 1151 год – с согласия отца возвращается в Суздальскую землю, получает в удел Владимир.
- 1155 год – самовольно покидает Вышгород и переезжает во Владимир, похищает из Вышгорода икону Владимирской Богоматери.
- 1157 год – после смерти отца становится великим князем Киевским, князем Владимирским, Суздальским и Ростовским. Переносит столицу во Владимир.
- 1158-1161 годы – строительство Успенского собора во Владимире.
- 1158-1165 годы – строительство дворцового комплекса и храма Рождества Богородицы в Боголюбово.
- 1164 год – постройка Золотых ворот и каменной крепости во Владимире. Первый поход на Волжскую Булгарию.
- 1165 год – строительство церкви Покрова на Нерли.
- 1162 год – изгнание Андреем родственников и старой дружины отца из Суздальской земли.
- 1160 год – попытка создания отдельной от Киева митрополии во Владимире.
- 1168 год – посылка в Киев игумена Феодора для смещения митрополита Константина.
- 1169 год – взятие Киева войсками Андрея Боголюбского.
- 1170 год – поход на Новгород, победа новгородцев. Заключение мира с Андреем Боголюбским.
- 1172 год – второй поход на Волжскую Булгарию.
- 1173 год – неудачная попытка захвата Киева и Вышгорода.
- 1174 год, 29 июня – убийство Андрея Боголюбского заговорщиками в Боголюбово.
Список литературы
- Татищев В.Н. “Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т.2,3. История Российская. Часть 2” — Репринт с изд. 1963, 1964 гг. — М.: Ладомир, 1995 г.
- Карамзин Н.М. “История государства Российского” в двенадцати томах, Том II – Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука», 1991 г.
- Шишов А. В. “Русские князья” – Ростов н/Д.: Феникс, 1999 г.
- Карпов Л. Ю. “Исследования по истории домонгольской Руси” – М., Квадрига, 2014 г.
- Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.” — М.: Академический проспект; Культура, 2015 г.
- Иловайский Д.И. “Становление Руси. (Периоды Киевский и Владимирский).” Серия “Актуальная история России” – М.: “Чарли”, 1996 г.
- Костомаров Н. И. “Господство дома Св. Владимира” – М., Воениздат, 1993 г.
- Соловьев С. М. “История России с древнейших времен”, книга II, – Издательство Социально экономической литературы, 1962 г.
Интересно написано про Андрея Боголюбского, особенно его реформы и перенос столицы. Раньше не знал, что он настолько изменил развитие Руси. Хороший материал, читается легко, спасибо!
Князь Андрей – фигура сильная, но очень противоречивая. Было интересно узнать больше про его политику и роль в строительстве Боголюбова. Спасибо за такую познавательную статью, зацепило!
Спасибо за статью! Очень понравилось, как подробно разобрана жизнь Боголюбского. Его стремление укрепить власть впечатляет. Жду новых публикаций о других князьях – очень интересно читать!