"Андрей Боголюбский" Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—1896.
"Андрей Боголюбский" Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—1896.

Андрей Боголюбский: как Владимир стал центром Руси.
4.8 (5)

Андрей Юрьевич Боголюбский – один из наиболее ярких и противоречивых князей древнерусского государства. Его деятельность оказала большое влияние на развитие Северо-Восточной Руси и формирование русской государственности.

Рождение и происхождение

Точный год рождения Андрея Боголюбского в исторических источниках не указан. По данным историка В.Н. Татищева, это произошло в 1111 году. Однако современные исследователи считают, что он мог родиться в промежутке между 1120 и 1125 годами.

Нам даже приблизительно неизвестен год его рождения (традиционно считается, что князь родился в 1110 или 1112 году, однако исследования антропологов, изучавших его костные останки, а также некоторые другие соображения свидетельствуют о том, что Андрей родился лет на десять позже).

Карпов Л. Ю. “Исследования по истории домонгольской Руси”

Андрей был сыном князя Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. По отцу он принадлежал к ветви Мономаховичей династии Рюриковичей, по матери имел половецкие корни. Это наложило отпечаток на его внешность и характер.

Прозвище «Боголюбский», по одной из версий, Андрей получил по названию основанного им города Боголюбова. Согласно другой версии, сам город был так назван в честь князя, а прозвище отражало религиозность Андрея и традицию именовать князей «боголюбивыми».

Начало княжения

Б.А. Чориков “Милосердие Андрея Боголюбского”
Б.А. Чориков “Милосердие Андрея Боголюбского”

В 1149 году отец Андрея, Юрий Долгорукий, отправил его управлять Вышгородом. В этом же году Андрей проявил себя как отважный воин, успешно участвуя в походах против Изяслава Мстиславича.

Здесь впервые отличился своею отвагою и ратными подвигами Андрей, второй сын Суздальского князя, знаменитый впоследствии Боголюбский. Когда дружины Юрия под начальством его сыновей подступали к городу, из ворот вышел отряд пехоты, в числе которой находились и наемные немцы. Этот отряд начал перестреливаться с суздальцами. Андрей, не дожидаясь братьев, с одной своей дружиной ударил на пехоту и заставил ее повернуть назад. Увлекшись преследованием, он отделился от своих и только с двумя отроками очутился посреди неприятелей. Его копье сломалось, конь был прободен в двух местах; а с городской стены дождем посыпались камни; один из отроков погиб. Какой-то немец уже занес рогатину на князя; но тот успел мечом отразить удар.

Иловайский Д.И. “Становление Руси. (Периоды Киевский и Владимирский).”

Однако в 1155 году он покинул Вышгород и переехал во Владимир, взяв с собой чудотворную икону Божией Матери. Этот образ позже станет знаменитым как Владимирская икона Богоматери. Данное событие зафиксировано в двух исторических источниках — Киевской и Суздаль-Владимирской летописях, которые имеют как схожие, так и принципиально различающиеся моменты в описании. Принципиальное различие заключается в оценке действий Андрея Боголюбского.

Киевский летописный свод подробно описывает обстоятельства перемещения Боголюбского из Вышгорода без согласия отца и характеризует изъятие иконы как противоправный акт. Напротив, Суздаль-Владимирская летопись полностью умалчивает подобные детали, не упоминая никаких негативных аспектов поведения князя.

Более того, летописи диаметрально противоположно оценивают политическую деятельность Боголюбского. Суздаль-Владимирский источник представляет его исключительно в положительном свете, тогда как Киевская летопись содержит критические замечания относительно его политики по отношению к Киеву.

Первым почувствовал непопулярность выходцев из Суздальского княжества на Киевщине сын великого князя Андрей Боголюбский. Он добровольно оставил княжение в Вышгороде и осенью 1155 года уехал во Владимир-на-Клязьме. Отец или не препятствовал ему, или не смог воспрепятствовать. Тогда Юрий Долгорукий решил сделать своим преемником на великокняжеском «столе» следующего по возрасту сына.

Шишов А. В. “Русские князья”

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей получил Киевский великокняжеский престол, но в Киев не отправился, предпочтя остаться во Владимире. В том же году его избрали князем Ростовским, Суздальским и Владимирским.

Как скоро Андрей Юриевич известие о смерти отцовой получил, так скоро себя великим князем во всей Белой Руси объявил и ко всем князем о том писал, которому суздальцы, ростовцы и другие грады иулиа 1 дня, собравшися в великом множестве, с радостию крест целовали, понеже его храбрости, справедливости и добраго правления ради, всенародно паче всех братии любили.

Татищев В.Н. “История Российская”

Перенос столицы во Владимир

Став полновластным правителем Северо-Восточной Руси, Андрей Боголюбский предпринял ряд важных мер по укреплению своего княжества.

В 1157-1164 гг. он перенес столицу из Суздаля во Владимир, построив там каменный кремль и Золотые ворота. Также был возведен ряд монументальных зданий, таких как Успенский собор, церкви, монастыри.

Под Владимиром вырос резиденция Андрея – укрепленный замок Боголюбово, ставший политическим и культурным центром княжества. Здесь также были построены Боголюбский монастырь, дворцовый ансамбль, шедевр древнерусской архитектуры церковь Покрова на Нерли.

Борьба с боярством

Б.А. Чориков “Мужество сына Юрьева”
Б.А. Чориков “Мужество сына Юрьева”

Андрей Боголюбский стремился к установлению самодержавной власти и укреплению централизации государства. Для этого он вступил в конфликт с ростово-суздальским боярством, пытаясь ограничить влияние местных княжеских советов.

В 1161 году князь изгнал из своих владений не только родственников, но и старую дружину своего отца. Вместо нее Андрей опирался на младших дружинников-«милостников», раздавая им земельные владения. Это стало прообразом поместной системы.

В 1161 г. изгнал из своей области меньших братьев, которым, по завещанию Юрия, была она назначена в наследство, с ними изгнал и многих бояр отца своего, «хотя един быти властель». В городе Владимире он построил Успенский собор, которому дал десятину, и двое ворот: золотые и серебряные, в подражание Киеву; особенно же украшал он свое любимое местопребывание Боголюбово, близ Владимира.

Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.”

Такая политика вызвала недовольство знати. Князю приходилось постоянно бороться с боярской оппозицией, что в конечном итоге и привело к его гибели.

Духовная политика

Важнейшей частью деятельности Андрея Боголюбского была духовная политика. Он стремился укрепить авторитет православия и придать Владимирской земле статус сакрального центра наравне с Киевом.

Для этого князь перенес во Владимир одну из главных православных святынь – икону Божией Матери. По его инициативе был учрежден ряд новых церковных праздников, посвященных Богородице и Христу-Спасителю.

Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, стенной живописью и обильною позолотою, он построил в Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь св. Федора Стратилата, которому он приписывал свое спасение во время одной битвы, когда он вместе с отцом участвовал в княжеских междоусобиях на юге; церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей. Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви.

Костомаров Н. И. “Господство дома Св. Владимира”

Андрей Боголюбский предпринял первую попытку создания отдельной от Киева митрополии со столицей во Владимире. Хотя она и не увенчалась успехом, это свидетельствовало о стремлении князя к религиозной самостоятельности его владений.

Военные походы

На протяжении своего правления Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, стремясь расширить территорию княжества и усилить его влияние.

В 1164 и 1172 гг. он предпринял походы на Волжскую Булгарию, нанеся противнику серьезный урон. Это позволило установить выгодные торговые отношения с булгарами.

В 1169 году войска Андрея Боголюбского взяли штурмом Киев, что ознаменовало перелом в отношениях между Южной и Северо-Восточной Русью. Хотя сам князь и не стал править в Киеве, это продемонстрировало возвышение его княжества.

В 1170 году произошло неудачное столкновение с Новгородом. Однако Андрей сумел склонить новгородцев к заключению мира, признавшего зависимость Новгорода от Владимиро-Суздальского княжества.

Казалось, что Новогородцы, столь озлобленные Боголюбским, долженствовали навеки остаться его врагами; но (к удивлению современников), чрез несколько месяцев изгнав Князя своего, Романа, они вошли в дружелюбное сношение с Андреем: ибо терпели недостаток в хлебе и других вещах необходимых, получаемых ими из соседственных областей Российских. Четверть ржи стоила тогда в Новегороде около рубля сорока трех копеек нынешними серебряными деньгами. Довольные славою одержанной победы, не желая новых бедствий войны и щадя народ, чиновники, Архиепископ, люди нарочитые предложили мир Боголюбскому, по тогдашнему выражению, на всей воле своей, то есть не уступая прав Новогородских: Великий Князь принял оный с тем условием, чтобы вместо умершего Святослава княжил в Новегороде брат его, Рюрик Ростиславич, который господствовал в Овруче, не хотел перемены и, единственно в угодность Андрею выехав оттуда, приказал сей Удел Волынский брату Давиду.

Карамзин Н.М. “История государства Российского”

Трагическая гибель

Сергей Кириллов "Андрей Боголюбский (Убиение)"
Сергей Кириллов “Андрей Боголюбский (Убиение)”

Нараставшее недовольство князем со стороны бояр привело к заговору и убийству Андрея Боголюбского 29 июня 1174 года в его резиденции в Боголюбово. Убийство было совершено группой приближенных князя.

Согласно летописным источникам, заговорщики предварительно лишили Андрея возможности защитить себя, похитив его меч. Затем они ворвались в опочивальню князя и закололи его в собственных покоях.

В условленный час заговорщики вооружились и пошли к Андреевой спальне, но ужас напал на них, они бросились бежать из сеней, зашли в погреб, напились вина и, ободрившись им, пошли опять на сени. Подошедши к дверям спальни, один из них начал звать князя: «Господин! Господин!», чтоб узнать, тут ли Андрей. Тот, услышавши голос, закричал: «Кто там?» Ему отвечали: «Прокопий». «Мальчик! – сказал тогда Андрей спавшему в его комнате слуге, – ведь это не Прокопий?» Между тем убийцы, услыхавши Андреев голос, начали стучать в двери и выломили их. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нем (он принадлежал св. Борису), но меча не было. Ключник Анбал украл его днем из спальни. В это время, когда Андрей искал меча, двое убийц вскочили в спальню и бросились на него, по Андрей был силён и уже успел одного повалить, как вбежали остальные и, не различив сперва впотьмах, ранили своего, который лежал на земле, потом бросились на Андрея; тот долго отбивался, несмотря на то что со всех сторон секли его мечами, саблями, кололи копьями: «Нечестивцы! – кричал он им, – зачем хотите сделать то же, что Горясер (убийца св. Глеба)? Какое я вам зло сделал? Если прольете кровь мою на земле, то бог отомстит вам за мой хлеб».

Соловьев С. М. “История России с древнейших времен”

Несмотря на тяжелые раны, Андрей некоторое время сопротивлялся нападавшим, но был побежден числом. Его тело долгое время лежало на улице, пока не было подобрано слугой и доставлено для погребения в Успенский собор Владимира.

Историческое значение

Несмотря на трагический финал, Андрей Боголюбский сыграл выдающуюся роль в истории Древней Руси. При нем Владимиро-Суздальское княжество пережило период расцвета и превратилось в одно из самых могущественных государств того времени.

Деятельность Андрея Боголюбского способствовала усилению великокняжеской власти, становлению самодержавия, формированию новых институтов управления. Его заслугой стал подъем культуры и искусства на Северо-Восточной Руси.

Хотя многие нововведения князя носили противоречивый характер, они оказали долгосрочное воздействие на развитие государственности и культуры Древней Руси. Андрей Боголюбский по праву считается одним из выдающихся правителей из династии Рюриковичей, эпохи политической раздробленности.

Таким образом, жизнь и деятельность князя Андрея Боголюбского имели огромное историческое значение для Северо-Восточной Руси и всего древнерусского государства. Его правление ознаменовало период расцвета Владимиро-Суздальского княжества и усиления великокняжеской власти. Несмотря на трагический конец, Андрей Боголюбский навсегда вошел в историю как один из выдающихся государственных деятелей Древней Руси.

Хронология правления князя Андрея Боголюбского

  • 1149 год – Андрей получает во владение от отца Юрия Долгорукого город Вышгород.
  • 1151 год – с согласия отца возвращается в Суздальскую землю, получает в удел Владимир.
  • 1155 год – самовольно покидает Вышгород и переезжает во Владимир, похищает из Вышгорода икону Владимирской Богоматери.
  • 1157 год – после смерти отца становится великим князем Киевским, князем Владимирским, Суздальским и Ростовским. Переносит столицу во Владимир.
  • 1158-1161 годы – строительство Успенского собора во Владимире.
  • 1158-1165 годы – строительство дворцового комплекса и храма Рождества Богородицы в Боголюбово.
  • 1164 год – постройка Золотых ворот и каменной крепости во Владимире. Первый поход на Волжскую Булгарию.
  • 1165 год – строительство церкви Покрова на Нерли.
  • 1162 год – изгнание Андреем родственников и старой дружины отца из Суздальской земли.
  • 1160 год – попытка создания отдельной от Киева митрополии во Владимире.
  • 1168 год – посылка в Киев игумена Феодора для смещения митрополита Константина.
  • 1169 год – взятие Киева войсками Андрея Боголюбского.
  • 1170 год – поход на Новгород, победа новгородцев. Заключение мира с Андреем Боголюбским.
  • 1172 год – второй поход на Волжскую Булгарию.
  • 1173 год – неудачная попытка захвата Киева и Вышгорода.
  • 1174 год, 29 июня – убийство Андрея Боголюбского заговорщиками в Боголюбово.

Список литературы

  • Татищев В.Н. “Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т.2,3. История Российская. Часть 2” — Репринт с изд. 1963, 1964 гг. — М.: Ладомир, 1995 г.
  • Карамзин Н.М. “История государства Российского” в двенадцати томах, Том II – Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука», 1991 г.
  • Шишов А. В. “Русские князья” – Ростов н/Д.: Феникс, 1999 г.
  • Карпов Л. Ю. “Исследования по истории домонгольской Руси” – М., Квадрига, 2014 г.
  • Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.” — М.: Академический проспект; Культура, 2015 г.
  • Иловайский Д.И. “Становление Руси. (Периоды Киевский и Владимирский).” Серия “Актуальная история России” – М.: “Чарли”, 1996 г.
  • Костомаров Н. И. “Господство дома Св. Владимира” – М., Воениздат, 1993 г.
  • Соловьев С. М. “История России с древнейших времен”, книга II, – Издательство Социально экономической литературы, 1962 г.
Оцените статью
[Всего: 5 Оценка: 4.8]

3 комментариев

  1. Интересно написано про Андрея Боголюбского, особенно его реформы и перенос столицы. Раньше не знал, что он настолько изменил развитие Руси. Хороший материал, читается легко, спасибо!

  2. Князь Андрей – фигура сильная, но очень противоречивая. Было интересно узнать больше про его политику и роль в строительстве Боголюбова. Спасибо за такую познавательную статью, зацепило!

  3. Спасибо за статью! Очень понравилось, как подробно разобрана жизнь Боголюбского. Его стремление укрепить власть впечатляет. Жду новых публикаций о других князьях – очень интересно читать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *