"Чернобог" Иванов В.Б.
"Чернобог" Иванов В.Б.

Белобог против Чернобога: борьба света и тьмы в древних верованиях славян
4.7 (14)

Чернобог и Белобог – загадочная пара божеств, упоминаемая в ряде средневековых источников о языческих верованиях западных славян. Их имена глубоко символичны, олицетворяя противоположные силы тьмы и света, зла и добра. Эти божества стали предметом бурных научных дискуссий и споров, породив разные интерпретации об их истинной природе и роли в славянской мифологии. В этой статье мы погрузимся в увлекательный мир древних преданий, попытаемся разобраться в противоречивых свидетельствах и взвесить разные гипотезы о Чернобоге и Белобоге.

Происхождение и значение имен

Имена этих богов весьма красноречивы сами по себе. В славянской традиции черный цвет издревле ассоциировался с негативными, зловещими силами. Он символизировал тьму, ночь, подземный мир мертвых, разрушение и хаос. Белый же, напротив, олицетворял свет, день, небесные сферы, жизнь и порядок. Эта цветовая оппозиция прослеживается во множестве фольклорных текстов и обрядах.

Так, на свадьбах невесту рядили в белое, символизируя ее переход к новой, счастливой жизни. А при погребальных обрядах использовали черные ткани как знак скорби и разлуки с умершим. Можно вспомнить пословицы вроде “черная туча пронеслась”, “попасть в черный день” или “белый свет” в значении благополучной, радостной жизни.

Упоминания в источниках

Единственным раннесредневековым свидетельством, где упоминается Чернобог, является “Славянская хроника” Гельмольда (XII век). Этот немецкий миссионер сообщает о странном обычае полабских славян – во время пиров они совершали некое заклинание от имени “доброго и злого богов”. Злого бога они именовали Чернобогом, то есть Черным Богом. К сожалению, Гельмольд не уточняет никаких подробностей о природе и функциях Чернобога.

Таким образом, не может быть и речи о том, что этический и мифологический дуализм был воспринят только с принятием христианства, поэтому несмотря на постоянно предъявляемые к тексту Гельмольда сомнения, следует еще раз процитировать автора «Славянской хроники»: «Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова — не скажу благословения, но проклятия во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого — несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке дьяволом или Чернобогом (в оригинале: diabol sive zcerneboch)». Этот славянский črnь bogъ имеет хорошее подтверждение в топонимике (гора Чернобог около Будзишина). К этому варианту можно также добавить и *Ljutobog, «лютый», «грозный» — часто встречающийся элемент в полабской топономастике.
А. Гейштор “Мифология славян”

Имя Белобога в ранних источниках не встречается вовсе. Оно реконструировано позднее, в XVI-XVII веках, предположительно, как противовес Чернобогу, воплощение противоположного светлого божества. Некоторые хроники того времени упоминают пару Белобог-Чернобог, приписывая им роли богов счастья/несчастья, добра/зла соответственно.

Гипотезы о природе Чернобога и Белобога

М. Сухарев "Белобог и Чернобог"
М. Сухарев “Белобог и Чернобог”

Столь скудные первоисточники породили множество гипотез в научной среде о подлинной сути этих божеств. Разберем основные точки зрения.

Дуалистическая пара богов

Одна из распространенных трактовок видит в Чернобоге и Белобоге воплощение идеи религиозного дуализма – противостояния светлого и темного начал в мироздании. Некоторые ученые проводят параллели с зороастрийскими Ахурой Маздой и Ангро Майнью или с христианскими представлениями о Боге и Дьяволе.

Сторонники этой гипотезы указывают, что дуалистические воззрения были распространены у многих древних народов, в том числе у соседствовавших с западными славянами германских и иранских племен. Возможно, подобные верования восходят к индоевропейским корням и отражают архаичную модель мироустройства, где все сущее делится на противоположные светлые и темные силы.

Олицетворение счастья/несчастья

Другая распространенная трактовка усматривает в Чернобоге и Белобоге не самостоятельных богов, а лишь олицетворенные абстракции везения/невезения, добра/зла, жизни/смерти. То есть это не были антропоморфные мифологические персонажи, а скорее философские категории или аллегории, важные для языческого мировосприятия.

ЧЕРНОБОГ – ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Чернобог изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше – к нанесению всяких зол. Этому страшному духу приносились в жертву не только кони и пленные, но и нарочно предоставленные для этого люди. А как все народные бедствия приписывались ему, то в таковых случаях молились ему для отвращения зла. Обитает Чернобог в аду. Вечно сражаются Чернобог и Белобог, победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и ночь – олицетворение этих божеств. Гнев Чернобога могут укротить только волхвы. «Шумящ оружием приходит Чернобог; /Сей лютый дух поля кровавые оставил, /Где варварством себя и яростью прославил; /Где были в снедь зверям разбросаны тела; /Между трофеями где смерть венцы плела, /Ему коней своих на жертву приносили, /Когда россияне побед себе просили» (М. Херасков. «Владимириада»).
В. В. Иванов, В. Н. Топоров “Мифы народов мира”

Подобные олицетворения нередко встречаются в фольклоре многих народов. Так, в славянской традиции существовал образ Доли/Недоли, Судьбы/Несудьбы, которые наделялись человеческим обличьем. Аналогичные персонификации судьбы, счастья/несчастья находим в европейском и азиатском фольклоре. Возможно, Чернобог и Белобог – подобные олицетворения, не имевшие самостоятельного культа.

Позднейшие христианские конструкты

Еще один подход отрицает древность и языческие корни Чернобога и Белобога. По этой версии, они были позднейшими литературными измышлениями, созданными под влиянием христианства авторами XV-XVI веков, стремившимися примирить старые верования с новой религией.

Так, образ Чернобога мог возникнуть по аналогии с христианским Сатаной, Дьяволом. А Белобог служил отражением библейского Бога как воплощения всего доброго и светлого. Таким образом, упоминания этой пары в поздних хрониках – не более чем искусственная литературная конструкция, объединяющая старые языческие представления со вновь насаждаемым христианским мировоззрением.

Сторонники этой гипотезы указывают, что в подлинно древних источниках Белобог вообще не упоминается, а о функциях Чернобога сведений крайне скудно. Большинство свидетельств о них датируются временем, когда язычество славян было уже в упадке, а христианская идеология прочно утвердилась. Многие имена богов и обрядов той поры искажались под пером средневековых книжников, получая новые трактовки.

Локальные культы западных славян

Сторонники реальности этих божеств обращают внимание на многочисленные топонимы, связанные с именами Чернобога и Белобога – названия гор, холмов, поселений в землях полабских и поморских славян. Некоторые из этих географических названий уходят корнями в глубокую древность и упоминаются в ранних документах как культовые места.

Исходя из этого, высказываются предположения, что Чернобог и Белобог были локальными племенными божествами западных славянских племен – полабов, поморян, лужичан и других. Возможно, их роли и функции варьировались от региона к региону, но в целом они почитались как воплощения враждебных и благих сил природы.

Отметим, однако, что данные гипотезы пока недостаточно обоснованы и нуждаются в дальнейших археологических и лингвистических изысканиях для подтверждения реальности этих культов у древних славян.

Чернобог: воплощение зла и смерти

В.А. Корольков "В царстве Чернобога"
В.А. Корольков “В царстве Чернобога”

Облик Чернобога в легендах и преданиях далеко не случаен. Черный цвет, ассоциируемый с мраком, ночью и подземными глубинами, неизменно окружает этого зловещего бога.

Чернобог традиционно предстает как исчадие тьмы, повелитель смертных кошмаров и страхов. Он живет в преисподней, в мире мертвых, откуда не может вырваться благодаря запретам других богов. Его окружение – всевозможные чудовища, змеи, упыри и прочая нечисть.

Примечательно, что в мифологических системах разных народов часто встречаются схожие черты. Так, облик Чернобога напоминает древнегреческого Аида – мрачного владыку подземного царства мертвых. Как и Аид, он носит черные одежды, имеет зловещий лик старца и принимает безжалостные решения о жизни и смерти.

Чернобог – Сильный бог, был бог телесной крепости, мужества; Лед, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносныя славы; Но сие страшное божество услаждалось кровопролитием и неистовством. Тем воздвигала жертвенники благодарность, как бы за низпосланные ими дары воинские, и молились им, прося дать силу для защиты себя и отогнания врагов: но сему ужасному духу сооружал храмы Страх и Ужас. Его просили только об отвращении зла, как оного источник; но благости в нем не уповали найти, и не искали ея.

Из некоторых описаний видно, что храм его построен был из черного камня; истукан выкован из железа, перед коим стоял жертвенник для сожжения ему жертв. Помост его храма, сказывают, был напоен кровью; что и вероятно, когда представляли его таким зверским и кровопийственным существом.
“Древняя религия Славян” Г.А. Глинка

Не случайно его часто отождествляют со смертью, разрушением, тьмой и холодом. В преданиях именно Чернобог повелевает всеми злыми и губительными силами – эпидемиями, голодом, войнами. Он посылает беды и несчастья, забирая самых достойных.

На иконах и в описаниях он нередко предстает в виде черного всадника с косой – недвусмысленная параллель с западноевропейской жнецом-Смертью. Интересно, что подобный зловещий образ существовал и у древних германцев в облике могучего воина Хельблинди.

Белобог: бог света, жизни и плодородия

В.А. Корольков "Белобог"
В.А. Корольков “Белобог”

В противовес мрачному Чернобогу, Белобог традиционно наделяется совершенно иными, светлыми чертами. Как олицетворение жизни, солнечного света и изобилия, он предстает доброжелательным и благостным покровителем всего живого.

В легендах Белобог чаще всего фигурирует как юный или зрелый мужчина, сияющий ослепительно белым светом. Его атрибуты – золотые кудри, белоснежные одежды, лучезарный нимб вокруг головы. Образ богатыря в белых ризах, озаряемого солнечными лучами, весьма распространен в славянском фольклоре.
Не случайно его часто уподобляют языческому божеству Солнца и связывают с плодородием земли, весенним обновлением природы, урожаем и изобилием. Подобно тому, как солнечные лучи пробуждают все живое после зимней стужи, так и Белобог, согласно преданиям, изгоняет смертоносные чары Чернобога, принося жизнь и процветание.

Белбог – Само название означает его благим. На других наречиях славянского языка назывался так же Бельций Буг, что значит одно и то же самое.

Изображался он покрытым кровию, и обсевшим по оной великим множеством мух, что кажется было знамением питателя тварей, в правой руке держал кусок железа.

Храм он имел на острове Ругене в городе Ахроне, где ему, точно как и Световиду, воздавалось почтение, особенно же от славян, живших при Варяжском (Балтийском) море.

Ему не жертвовали кровию, но в честь его отправлялись пиры, игры и разные забавы. Под сим божеством наши праотцы разумели благодеяния, ниспосылаемые тварям природою, сохраняющею их. То правда, что чернь почитала ею ощущаемое то есть самый истукан; но служители или истолкователи их веры конечно, разумели в смысле отвлеченном благость природы, дщери благого царя и общего всех миров отца.
“Древняя религия Славян” Г.А. Глинка

Белобог благосклонен к людям, посылая им счастье и радости. Он указывает заблудившимся верный путь и оберегает путников. За добрые дела может даже щедро одарить своих почитателей. В белорусском фольклоре существовал схожий персонаж Белун – старец с белой бородой, помогавший крестьянам во время жатвы.

Таким образом, противостояние двух братьев – Белобога и Чернобога – можно трактовать как вечную борьбу жизни и смерти, света и тьмы, весеннего возрождения и зимнего умирания в природном цикле. Эта стихийная битва олицетворяла борьбу добра и зла в мировоззрении древних славян.

Дуалистические культы и верования

Конечно, гипотеза о культе противоборствующих божеств Чернобога и Белобога у древних славян до сих пор вызывает споры в научной среде. Однако идея дуализма, деления мира на два противостоящих начала не была чужда языческим верованиям многих народов.

Можно вспомнить хорошо известный зороастризм с его культом Ахура-Мазды (бога света) и Ангро-Майнью (духа тьмы). Подобные дуалистические верования бытовали у древних иранцев, манихейцев и других народов Ближнего и Среднего Востока. Не исключено влияние подобных идей и на религиозный пантеон ряда индоевропейских народов.

У славян находим свидетельства подобных культов. Например, историк XVIII века В.Н. Татищев в первом томе “Истории Российской” ссылается на утерянную ныне “Иоакимовскую летопись”, где упоминается, что “Белобог злой, а Чернобог добрый”. Правда, эту информацию большинство исследователей ставят под сомнение.

У них же были Бел бог злый, Черный бог добрый. Гельмольд, кн. 1, гл. 53, Кранций, Вандалиа, кн. III, Паревид, мню Пятивид, с пятию лицы, Паренут с четырьмя лицы. Были же боги по градом особо почитаемые: Проnе или Пронес в Стареграде, Погода (от немец превратно Подаге) в Плене, Гельмольд, кн. 1, гл. 84; Кранций, кн. 4, гл. 3. И хотя Арнкиел о богослужении, жертвах, украшениях и празднествах пространно описал, токмо я книги оной ныне не имею и выписка утратилась.
В.Н. Татищев “История Российская”

Гораздо больше косвенных данных существует о почитании двух противоположных начал у западных славян. Мы уже упоминали многочисленные топонимы с корнями “бело-” и “черно-” на территории современных Польши, Германии, прибалтийских стран. Их наличие обычно трактуется как отголоски языческих культов двух противоборствующих божеств.

Так, в лужицких преданиях фигурируют холмы Bjely Boh (“Белый Бог”) и Chorny Boh (“Черный Бог”). По легендам, на этих вершинах западные славяне чтили небесных братьев-близнецов. Подобные предания окрашены христианской символикой, где Белый Бог часто отождествляется с богом-творцом, а Черный Бог — с его темным оппонентом.

Подтверждением былого дуализма может служить и множество топонимов на Русском Севере, Белоруссии и в Сербии с корнем “чернобож-” или “белобож-“. Некоторые деревни на этих землях сохраняли языческие легенды и обряды вплоть до недавнего времени.

Впрочем, нельзя полностью исключать и вероятность более позднего книжного происхождения “Чернобога” и “Белобога”. В эпоху христианизации множество авторов пытались искусственно сопоставить старые языческие божества и обряды с библейскими сюжетами и символами. В этом ключе христианский Бог мог быть обозначен как “Белый Бог”, а дьявол – как “Черный Бог”.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что тема Чернобога и Белобога как воплощений противоборствующих сил в славянской мифологии остается одной из наиболее дискуссионных и спорных. Крайне скудные достоверные сведения оставляют широкий простор для различных интерпретаций.

Возможно, эти божества и впрямь были частью пантеона западнославянских племен, отражая древние дуалистические представления о противоборстве светлых и темных сил в природном и духовном мирах. За это говорят этимология их символичных имен, некоторые топонимы и фольклорные параллели.
Так или иначе, этот сюжет славянской мифологии отражает глубинные человеческие архетипы, присутствующие в различных культурах. Идея двух противоборствующих начал мироздания – один из фундаментальных мифологических сюжетов, обнаруживаемых у многих древних народов.

Даже сквозь туманную дымку столетий эти образы продолжают завораживать своей мифологической и философской глубиной. Они вновь заставляют нас задуматься о вечных вопросах бытия, о природе противоположных сил, делящих мир на свет и тьму, радость и печаль. Быть может, именно в этом и заключается истинный смысл и притягательная сила Чернобога и Белобога для нашего современника?

Оцените статью
[Всего: 14 Оценка: 4.7]

2 комментариев

  1. Логично предположить что все эти бело и черно просто народ называл по тому что там какие то события произошли, либо хорошие либо плохие, а все остальное предположения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *