Роскошный иллюстрированный справочник, подаренный царю Алексею Михайловичу в 1672 году, получил название «Царский титулярник». Он был поднесён царю в дар боярином Артамоном Матвеевым, возглавлявшим тогда Посольский приказ. «Титулярник» представляет собой настоящую энциклопедию эпохи – он содержит портреты 63 исторических деятелей, гербы русских городов, образцы дипломатических грамот. Написанный выдающимся переводчиком и дипломатом Николаем Спафарием, этот труд имел важное политическое значение, подчеркивая богоизбранность и династические корни Романовых. Помимо этого, «Царский титулярник» стал первым российским гербовником и важнейшим памятником культуры Петровской эпохи. Это произведение грандиозного размаха, сочетающее в себе несколько ипостасей:
- иллюстрированная летопись рода Рюриковичей и первых Романовых;
- первый в истории России гербовник городов и земель;
- справочник по этикету и дипломатическому письмоводству.
В отечественной геральдической историографии существует несколько серьезных дискуссионных проблем источниковедческого плана. В их числе – вопрос о том, какой памятник следует считать первым русским гербовником. Иногда в качестве такового называется «Большая государственная книга» 1672 г., известная также как «Титулярник». Однако подобная оценка не вполне точна. Во-первых, создание рукописи не было связано с обобщением именно эмблем и гербов; они, наряду с портретами правителей, выполняли только функцию иллюстраций. Во-вторых, сами изображения, символизировавшие русские земли и княжества, нельзя однозначно трактовать как гербы. Они сочетают геральдические (например, наличие щита) и негеральдические (несоблюдение правила сочетания цветов, иконописное изображение фигур и др.) признаки, и их логичнее определить как протогербы. «Титулярник», являясь ценным геральдическим источником, не гербовник ни по содержанию, ни по цели создания.
Наумов О.Н. “Актуальные проблемы российской геральдики: Вечные мифы о происхождении двуглавого орла и смысле московского герба”
Галерея «живых» образов Рюриковичей
Первая часть «Титулярника» содержит 30 портретов русских князей – от легендарного Рюрика до царствовавшего Алексея Михайловича. Художники Оружейной палаты с небывалым реализмом изобразили черты исторических правителей Древней Руси. При этом многие портреты стали первыми из сохранившихся «прижизненных» изображений (Иван Грозный, Борис Годунов). Таким образом, «Царский титулярник» является бесценным источником по иконографии русских государей.
Эта галерея княжеских и царских лиц была призвана наглядно продемонстрировать династическую легитимность Романовых, их кровное родство с Рюриковичами. Помимо этого, книга содержала текст завещания Михаила Романова, где он благословлял на царство сына Алексея, чтобы доказать законность передачи власти внутри новой династии.
В родословии «Титулярника» четко сформулирована теория богоизбранности династии Романовых, как единственно законных продолжателей династии Рюриковичей. Враги ненавидели молодого Михаила, так как «от многих слыша», что он будет самодержцем Российского царства, «многижды помысливше яти его и х кралю отослати. Но безделен бысть лукавый совет тех, и блюдомаго божиима всемогущима дланма никако же оскорбити возмогоша».
Каган-Тарковская M. Д. “Титулярник» как переходная форма от исторического сочинения XVII в. к историографии XVIII в.”
Гербы городов – символы единства России
Еще одна часть «Титулярника» была посвящена геральдике и включала первые цветные изображения гербов 33 русских городов и земель. Среди них такие известные символы, как двуглавый орел Владимира, всадник Пскова, рысь Ярославля. Эти земельные эмблемы в последующем легли в основу официальных городских гербов Российской империи.
Таким образом, фактически «Царский титулярник» стал первым российским гербовником, задавшим образцы региональной символики. Гербы свидетельствовали о могуществе русского государства, объединившего под своей властью обширные территории – от западных рубежей до Сибири.
Однако «Титулярник» не только книга для чтения, но и книга учебная. Возможно, он был в числе тех исторических книг с иллюстрациями, которые использовал Никита Зотов, обучая истории маленького Петра. Возбуждая интерес Петра к «кунштам», учитель показывал ему картинки и рассказывал о русской старине, о делах его отца и деда, о царе Иване Грозном, о Дмитрии Донском, Александре Невском, князе Владимире.35 Из библиотеки царевичей копии «Титулярника» попадали в библиотеки других высокопоставленных лиц.
Каган-Тарковская M. Д. “Титулярник» как переходная форма от исторического сочинения XVII в. к историографии XVIII в.”
Путеводитель по этикету для послов и дипломатов
Не менее важное значение имела третья часть «Титулярника» – своего рода путеводитель по дипломатическому этикету и письмоводству. Здесь содержались рекомендации по правилам обращения и титулования 22 правящих монархов Европы и Азии, а также образцы грамот для иноземных дворов.
Дипломаты обязаны были тщательно выверять титулы чужеземных государей, чтобы не допустить оплошностей. Также в справочнике приводилась краткая история отношений России с отдельными странами – необходимые фоновые знания для послов и переводчиков.
Такое сочетание портретов, гербов, исторических материалов и дипломатических рекомендаций делает «Царский титулярник» поистине энциклопедией русской государственности второй половины XVII столетия. Этот памятник материальной и духовной культуры уникален и по сей день не имеет аналогов.
Изображения из Царского титулярника из рукописи в РГАДА (по изданию 1903 г.)
Список литературы:
- Каган-Тарковская M. Д. “Титулярник» как переходная форма от исторического сочинения XVII в. к историографии XVIII в.” – Тр. / Отдела древнерус. лит-ры АН СССР. — Л., 1971.
- Наумов О.Н. “Актуальные проблемы российской геральдики: Вечные мифы о происхождении двуглавого орла и смысле московского герба” – Независимая газета, выпуск от 11.03.2015
- “Советская историческая энциклопедия” Демидова H. Ф. Титулярник. — Т. 14: Таанах — Фелео. — М.: Сов. энцикл., 1973.
Очень интересно было посмотреть на эти портреты из Царского титулярника 1672 года. Потрясающе, что такие документы дошли до нашего времени.
Давно искал что-то подобное. Такие исторические документы дают возможность буквально заглянуть в прошлое. Кто знает, каковы источники для этих портретов и на сколько они достоверны?
Было бы интересно узнать больше о процессе создания Титулярника и его значении для царского двора. Возможно ли добавить к статье подробное описание контекста создания портретов и их авторов?
Удивительно, как галерея живых портретов из Царского титулярника 1672 года помогает окунуться в эпоху. Этот уникальный исторический документ даёт представление о структуре власти и династиях тех времён.
Прикольно посмотреть на портреты тех лет, интересно откуда они рюрика и тд фантозировали