Николай Неврев "Опричники"
Николай Неврев "Опричники"

Опричнина Ивана Грозного
4.5 (2)

В 1558 году царь Иван IV начал Ливонскую войну. В эту войну была втянута широкая коалиция, включавшая Польшу, Литву и Швецию. Война продолжалась до 1583 года и стала затяжной и дорогостоящей. Были набеги крымских татар, польско-литовские нашествия, голод, торговая блокада и обострение войны. В результате этих событий и расходов Россия была опустошена.

Предыстория

Решению Ивана Грозного предшествовал ряд событий на внутри политической сцене государства:

  • Смерть жены Ивана IV Анастасии, которая была предположительно отравлена;
  • Падение Избранной рады ;
  • Неудачи во внешней политике, провалы в Ливонской войне, успешные набеги крымских татар на русские земли;
  • В 1564 году князь Андрей Курбский перебежал к литовцам и командовал литовской армией против России, опустошив Великолуцкую область. Царь Иван начал подозревать других аристократов в желании предать его.

Историки Василий Ключевский (1841–1911) и Степан Веселовский (1876–1952) объясняли опричнину с точки зрения паранойи Ивана и отрицали более широкие социальные причины опричнины. Однако историк Сергей Платонов (1860–1933) утверждал, что Иван IV задумал опричнину как подавление растущего влияния боярской знати. Профессор Изабель де Мадариага (1919–2014) расширила эту идею, объяснив опричнину как попытку Ивана подчинить самодержавию все независимые социальные классы.

Отречение Ивана Грозного

3 декабря 1564 года Иван IV выехал из Москвы в паломничество. Хотя такие поездки были обычным делом, его сопровождала необычно большая личная гвардия, а также значительное количество бояр и казна.

3 января, после месячного молчания, Иван выдал две грамоты из своих укреплений в Александровой Слободе. Первая грамота была адресована городской верхушке и обвиняла ее в казнокрадстве и измене. Другие обвинения касались духовенства и их защиты обличенных бояр. В заключение Иван объявил о своем отречении в пользу старшего сына юного царевича Ивана Ивановича.

Второе письмо было адресовано населению Москвы и утверждало, что Иван не имел гнева на горожан. Боярский двор, разделенный между Слободой и Москвой, не мог править в отсутствие Ивана и опасался гнева московских граждан, поэтому начал просить его вернуться на престол.
Иван IV согласился вернуться при условии, что он сможет преследовать людей за измену.

Организация опричнины

Александр Новоскольцев "После нападения опричников"
Александр Новоскольцев “После нападения опричников”

Опричнина состояла из отдельной территории в пределах России, главным образом на территории бывшей Новгородской республики на севере. Этот регион включал в себя множество финансовых центров государства, включая Старую Руссу, известную своим соляным краем, и крупные торговые города.
Управление земщиной, вторым административным подразделением государства, осуществлялось боярской радой. До 1568 года опричнина опиралась на множество административных учреждений, находившихся под контролем земщины. И только когда конфликт между земщиной и опричниной достиг своего пика, Иван создал самостоятельные учреждения внутри опричнины.

Опричники

Григорий Седов “Иван Грозный и Малюта Скуратов”

Иван также предусмотрел формирование личной гвардии, известной как опричники. Изначально их численность составляла тысячу человек, но позднее их численность увеличилась. Дворяне-опричники Алексей Басманов и Афанасий Вяземский следили за процессом набора.

Возникли опричные воеводы и головы. Опричники одевались в монашеские одежды, включая чёрные скуфейки и подрясники, но в отличие от монахов им разрешалось носить и использовать оружие. Они приветствовали друг друга кличем “гойда!”. Каждый опричник складывал клятву верности царю и обязывался не поддерживать контактов с обычными гражданами.

Царь, выступая в роли опричного “игумена”, исполнял монашеские обязанности. Вторым после него был келарь Афанасий Вяземский, а Малюта Скуратов занимал должность пономаря. Ежедневно они поднимались на полунощницу в полночь, а к заутрене в четыре утра начиналось служение. Обедня начиналась в восемь часов. Царь давал пример благочестия, лично звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы вслух читал Священное Писание. В общей сложности богослужение занимало около девяти часов ежедневно.

Опричники были разделены на несколько групп: государев полк (гвардия) и четыре приказа. Постельный приказ отвечал за обслуживание дворцовых помещений и предметов, используемых царской семьей. Бронный приказ занимался оружием. Конюшенный приказ управлял огромным конским хозяйством дворца и царской гвардии. Сытный приказ был ответственным за продовольствие.

Территориальные разделы внутри опричнины привели к массовому переселению. Когда земельное имущество земских дворян попадало на территорию опричнины, опричники захватывали эти земли и насильственно выселяли их владельцев на земщины. Территория опричнины в основном состояла из служилых поместий. Александр Зимин и Степан Веселовский утверждали, что этот раздел оставил наследственные поместья в значительной степени нетронутыми. Однако Платонов и другие ученые полагали, что переселение было направлено на подрыв власти помещиков, чтобы нанести удар по влиянию княжеской элиты в родных губерниях. Особенно сильно пострадала Суздальская губерния, потерявшая 80% своего дворянства.

Опричники пользовались социальными и экономическими привилегиями. В то время, когда земские бояре теряли как наследственные, так и служебные земли, опричники сохраняли свои наследственные поместья, которые приходились на земщины. Кроме того, Иван предоставил опричнике право получать тяжелый налог с земщинского дворянства. Опричники были привязаны к Ивану личной верностью, а не к наследию или местным связям.

Репрессии

Первая волна преследований в основном была направлена против княжеских родов России, особенно влиятельных суздальских родов. Иван казнил, ссылал или пытал видных представителей боярских родов по сомнительным обвинениям в заговоре. В 1566 году опричнина была распространена на восемь центральных уездов. Из 12 000 дворян стало 570 опричниками, а остальные были изгнаны. Они должны были пробраться в земщину в разгар зимы. Крестьяне, которые им помогали, были казнены. В знак милосердия Иван отозвал ряд дворян в Москву. Царь даже вызвал дворян Земщины на Земский собор. Ссылаясь на Ливонскую войну, Иван задавался вопросом, должна ли Россия уступить ливонские территории недавно победившей Литве или продолжать усилия по завоеванию региона. Власть одобрила военные меры и увеличила чрезвычайные налоги для поддержки истощающейся казны.

Однако земский собор также направил ходатайство о прекращении опричнины. В ответ царь возобновил опричный террор. Он приказал немедленно арестовать просителей и казнил предполагаемых руководителей протеста. Дальнейшее расследование провел лидер Иван Федоров. Земская дума обвинила его в заговоре с целью свержения царя Ивана. Федоров был отстранен от суда и вскоре после этого казнен.

Новгородская резня

Михаил Горелик "Народ просит Ивана IV отменить опричнину"
Михаил Горелик “Народ просит Ивана IV отменить опричнину”

Падение шведского короля Эрика XIV в 1568 году и смерть второй жены в 1569 году усилили подозрения Ивана, и его внимание было обращено на северо-западный город Новгород. Новгород, второй по величине город России, был домом для многочисленной служилой знати, имевшей связи с некоторыми обреченными боярскими семьями Москвы, несмотря на разграбление города при Иване III. Новгород сохранял политическую организацию, удаленную от российской центральной администрации. Кроме того, влияние города на северо-востоке усилилось, так как он столкнулся с военным наступлением на литовскую границу. Вероломная капитуляция пограничного города Изборска Литве также заставила Ивана усомниться в верности приграничных городов.

Иван IV и отряд опричников устроили в Новгороде месячный террор, известный как Новгородская резня. Опричники совершали набеги на город и производили казни среди всех сословий. Поскольку Ливонский поход был значительной тратой государственных средств, Иван особо рьяно нацелился на церковные и торговые запасы.

После Новгорода опричники обратились к соседнему торговому городу Пскову. Изначально царь рассматривал возможность применить аналогичные меры в отношении Пскова, но в конечном итоге он ограничился казнью нескольких жителей Пскова и конфискацией их имущества. Кроме того, Грозный приказал снять колокола с одного из монастырей в Пскове. В это же время его лучший конь внезапно упал, что произвело на Ивана сильное впечатление. Царь спешно покинул Псков и вернулся в Москву, где возобновились поиски и казни в рамках расследования возможных сообщников предательства в Новгороде.

Возможно, он не чувствовал необходимости начинать террор в Пскове из-за предыдущего разграбления города после предательства Изборска. Тяжелое финансовое положение государства и необходимость укрепления военной казны, вероятно, стали причинами второго набега.

По возвращении в Москву Иван IV сохранял повышенный террор. На Языческой площади в Москве проходила серия особо жестоких расстрелов под открытым небом. Гонения были направлены против руководства опричнины.
По возвращении царь приговорил Басманова и Вяземского к казни. Недовольство княжеских опричников отразилось на зверском обращении с новгородцами. Кроме того, классовые различия могли настроить низших рекрутов против княжеских опричников. Иван уже подозревал старших опричников в новгородском вопросе, и низкородные новобранцы могли подтолкнуть новые гонения для усиления своего влияния в опричной иерархии.

Роспуск

Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи»
Клавдий Лебедев «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи»

В 1572 году государственное устройство опричнины рухнуло. Земщина и опричнина были воссоединены и подчинены реформированной боярской управе, в которую вошли представители обеих сторон разделенного аппарата.

Ученые выделяют несколько факторов, объясняющих роспуск опричнины. Во время русско-крымской войны в 1571 году, когда крымские татары сожгли Москву, опричники не оказали серьезного сопротивления. Возможно, успех татар подорвал уверенность царя в эффективности опричнины. Возможно, Иван обнаружил, что государственное разделение неэффективно во время войны и в условиях значительных социальных и экономических проблем. Или, наоборот, он мог рассматривать опричнину как успех, поскольку удалось ослабить княжескую элиту, и возникло ощущение, что террор уже не требуется.

Ученые Роберт О. Крамми и Платонов подчеркнули социальные последствия массового переселения в период опричнины. Разделение крупных поместий на более мелкие опричные участки привело к более строгим правилам землевладения для крестьян. Кроме того, новое мигрирующее население стало объектом государственного террора, и конфискация земель лишила многих крестьян их земли. Увеличение маршрутов передвижения, возможно, послужило причиной окончательной институционализации крепостного права русским престолом. Историк Изабель де Мадариага подчеркнула роль опричнины в укреплении аристократической власти.

Переселение резко ослабило власть наследственной знати. Опричники-землевладельцы, которые были обязаны своей верностью престолу, заменили аристократию, которая могла иметь независимые политические амбиции. Социальное воздействие опричнины можно считать провалом. С этой точки зрения, опричнина не преследовала ясных социальных мотивов, а скорее нацеливалась на неорганизованный террор с целью искоренить любое возможное вызов самодержавию.

В условиях массового террора, всеобщего страха и доносов, аппарат насилия получил доминирующее влияние на политическую структуру управления. Адская машина террора вышла из-под контроля своих создателей. Последними жертвами опричнины стали все те, кто встал у ее пути.

Заключение

Изменения, произошедшие в результате роспуска опричнины, имели значительные последствия для России. Государственное устройство восстановило более традиционную систему боярской управы, и социальные изменения, связанные с опричниной, были частично корректированы. Однако опыт опричнины оставил непроизвольное влияние на российское общество и историю, напоминая о негативных последствиях насильственной идеологии и террора в политике.

Видео о опричнине Ивана Грозного

Оцените статью
[Всего: 2 Оценка: 4.5]