"Семаргл - бог огня" А. Шишкин
"Семаргл - бог огня" А. Шишкин

Симаргл – забытый страж славянской мифологии
4.8 (5)

В мифологическом пантеоне древних славян фигурирует один весьма загадочный и малоизученный бог – Симаргл. Его точные функции и роль в славянском пантеоне до сих пор вызывают споры среди ученых. Одни исследователи считают его иранским по происхождению божеством, проникшим на Русь через культурные контакты, другие видят в нем исконно славянское божество. Несмотря на то, что свидетельств о Симаргле в древних славянских источниках сохранилось не так уж много, этот бог продолжает занимать умы современных исследователей, пытающихся восстановить картину славянского языческого мира. Давайте вместе попытаемся разобраться в том, кем же был Симаргл и какую роль он играл в жизни наших предков.

Происхождение и имя Симаргла

Изображение Симурга на блюде, 9-10 века
Изображение Симурга на блюде, 9-10 века

Имя этого божества встречается в древнерусских источниках в различных формах – Симаргл, Семаргл, Сима и Регл. Такое разнообразие написаний свидетельствует о том, что уже для древнерусских книжников смысл и этимология этого имени неясны.

Большинство исследователей склоняются к версии, что имя “Симаргл” имеет иранские корни и связано с иранским мифологическим существом Симург или Сэнмурв – мифической птицей-собакой, обитавшей на Мировом Древе и наделенной способностью возрождаться. Согласно этой гипотезе, образ Симаргла был заимствован древнерусскими язычниками из иранской мифологии, вероятно, через культурные контакты с аланами или другими ираноязычными народами, обитавшими на территории Причерноморья. Профессор К.В. Тревер еще в 1933 году высказала предположение, что божество Симаргл было привнесено на территорию Древней Руси именно из Ирана.

Богов Хорса и Семаргла необходимо считать иранскими по происхождению, полученным от антов сармато-аланским наследием у южной части восточной ветви славянства (~ населения юга Руси), органической составной частью языческих верований восточных славян. Поэтому речь не может идти об их “чужести”, инородности для восточнославянских дохристианских религиозных воззрений.
Васильев М. А. “Особенности формирования и развития восточнославянского язычества”

Однако данная версия происхождения этого божества подвергалась справедливой критике со стороны других исследователей. В частности, историк М.А. Васильев отмечал, что связь Симаргла с иранским Симургом не доказана окончательно, и не исключено, что этот образ мог быть самостоятельно создан древнерусскими язычниками. Кроме того, нет неоспоримых свидетельств того, что у славян вообще существовало какое-либо мифологическое существо, подобное крылатой собаке Симургу.

Другая версия, предложенная И.Е. Забелиным, связывает имя Симаргла с ассирийскими словами “Сим” и “Регл”, якобы означавшими “поклонение огню”. Согласно этой гипотезе, данные божественные имена были заимствованы восточными славянами у обитателей Боспора Киммерийского и Южного Причерноморья.

Относительно загадочного Семаргла возникали различные мнения. Древнерусский летописец, описывая пантеон Владимира, разместил Семаргла или Симаргла между Стрибогом и Мокошей. При этом «Слово некоего христолюбца» отдельно упоминает Сима и Рглу, в связи с чем у Брюкнера появилась идея разделить одного бога на двух. Одним из них стал бы Сем (Сим), с тем же самым корнем, что и русская семья, Семомысл и Семовит, а другим — Ргель (Ргла), имя которого он находил в местности Ргельско, со славянским и старо-польским корнем reź — «рожь» (ср. rżysko (ржаная стернь), лит. rugis).

А. Гейштор “Мифология славян”

Существует также версия, выдвинутая А.С. Фаминцыным, о том, что имя Симаргл может быть связано со славянским богом Ярилой. По его мнению, “Сима Ерыла” – это искаженное “Ярила”, а слово “Сим” имеет значение “гений” или “полубог”.
Таким образом, этимология имени Симаргла остается предметом научных споров, и единого мнения относительно его происхождения пока не сложилось. Однако большинство ученых склоняется к версии об иранских корнях этого божества.

Образ и функции Симаргла

«Крылат сей зверь и духом одержим. Симаргл» В.Е. Котиков
«Крылат сей зверь и духом одержим. Симаргл» В.Е. Котиков

Несмотря на неясность происхождения Симаргла, исследователи пытались определить, какие же функции и свойства приписывались этому божеству древнерусскими язычниками. Здесь также нет полного единства во мнениях, но можно выделить некоторые основные черты этого мифологического персонажа.

Согласно реконструкции известного историка Б.А. Рыбакова, Симаргл воплощал в себе функции охранителя растительности, семян и корней. Рыбаков связывал этого бога с иранским мифологическим существом Симург, который в иранской традиции выступал хранителем Мирового Древа, на котором находились семена всех растений. Исходя из этого, Рыбаков определял Симаргла как божество, ответственное за прорастание и рост растений, а также их защиту. Его символический образ – крылатая собака или грифон – отражал его роль посредника между землей и небом, связующего звена между высшими и низшими сферами мироздания.

Если мы обратимся к нашему «серебряному фольклору», к русальным браслетам ХІІ в., то увидим, что классический образ двулапого крылатого пса Сэнмурва-Симаргла все более видоизменяется и варьирует. На браслетах есть Симаргл-охранитель растений в том его виде, в каком он известен иранской мифологии; на киевских и владимирских браслетах мы видим птицу с явно собачьей мордой около растений. Таков Симаргл на киевской литейной форме, таковы два Симаргла на браслете из Терихова, расположенные в нижнем ярусе, как бы под корнями завитых берез верхнего яруса.

Большой интерес представляет композиция на втором браслете Тверского клада 1906 г.: древо жпани (?) изображено в виде вертикальной плетенки; на ветвях наверху сидят две птицы, а у самых корней, как бы вплетенные в них, два собакоголовых существа, в которых, очевидно, тоже надо признать Симарглов. Но может быть, их уже следует называть более поздним именем Переплута, переплетенного с корнями древа жизни?
“Русалии и бог Симаргл-Переплут” Б.А. Рыбаков

Некоторые исследователи, вслед за Рыбаковым, считали, что со временем культ Симаргла был замещен культом другого славянского божества – Переплута. Согласно этой версии, Переплут, ассоциировавшийся с корнями растений и плодородием, пришел на смену архаичному Симарглу. Иллюстрацией этой преемственности может служить изображение на одном из браслетов Тверского клада 1906 года, где рядом с языческими празднествами в честь Переплута присутствует сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту. Однако данная гипотеза не находит единодушной поддержки среди ученых, и некоторые исследователи, такие как В.В. Иванов и В.Н. Топоров, вообще не склонны относить Переплута к пантеону славянских богов.

Другие исследователи видели в Симаргле более “высокие” функции – посредника между людьми и богами, подобно индийскому Агни. Его иногда сравнивали с Макошью, “матерью урожая”, что может указывать на его связь с плодородием и благополучием.

Таким образом, несмотря на некоторые разночтения, большинство ученых склоняется к тому, что Симаргл в славянской мифологии выполнял роль божества, отвечавшего за растительность, плодородие и в целом за “жизненные силы” природы. Его образ, вероятно, совмещал черты крылатого существа, призванного осуществлять связь между небесным и земным мирами.

Появление Симаргла в пантеоне Владимира

"Воздвигнутый по повелению Владимира идол Перуна в окружении бесов" Миниатюра из Радзивилловской летописи
“Воздвигнутый по повелению Владимира идол Перуна в окружении бесов” Миниатюра из Радзивилловской летописи

Интерес вызывает вопрос о том, как и почему Симаргл оказался в числе богов, введенных князем Владимиром в официальный пантеон Древней Руси в конце X века. Большинство исследователей связывают это с той исторической ситуацией, которая сложилась в Киеве в то время.

Киев в X веке был многонациональным городом, где значительную часть населения составляли выходцы из Хазарского каганата, а также представители еврейского и сармато-аланского (иранского) происхождения. Сам город имел трехчастную структуру, напоминавшую среднеазиатские города с делением на цитадель, внутренний город и торгово-ремесленный пригород. В этих условиях Владимир, захвативший великокняжеский престол в 980 году, должен был укрепить свою власть и завоевать симпатии южнорусского населения, в том числе и той его части, которая исповедовала нехристианские верования.

Согласно реконструкции Б.А. Рыбакова и его последователей, включение Симаргла (а также Хорса) в круг “владимировых” богов было важным политическим ходом, призванным заручиться поддержкой населения восточного происхождения. Владимир, объявив Перуна верховным богом Руси, наряду с этим признавал и вводил в официальный пантеон божества, которых почитали местные жители. Таким образом, он подчинял их Перуну, но одновременно легитимировал культ.

Следует отметить, что появление Симаргла в киевском пантеоне князя Владимира, рассматривается учеными в контексте общей тенденции укрепления центральной власти на Руси и консолидации разнородного населения под эгидой великокняжеской власти. Включение в официальный религиозный культ божеств, почитаемых отдельными этническими группами, было одним из инструментов этой политики.

Дальнейшая судьба Симаргла

После принятия христианства на Руси почитание Симаргла, как и других языческих божеств, постепенно сошло на нет. Упоминания об этом боге встречаются в поучениях против язычества XI-XII веков, но уже с пометкой о том, что его имя непонятно для представителей Русской церкви того времени.

В более поздних произведениях Симаргла иногда заменяли другими божественными именами, такими как Переплут. Однако четкой преемственности культов не прослеживается, и многие исследователи скептически относятся к отождествлению этих двух божеств.

Этот плохо известный мифологический персонаж упомянут в «Слове святого Григория» об идолопоклонстве (в рукописях с XIV в.). После перечисления вил, Мокоши, Дивы, Перуна, Хорса, Рода и рожаниц, упырей и берегинь автор «Слова» упоминает, наконец, Переплута, при этом поясняя, что «вертьтячеся пьют емоу в розех» (в рогах). Верчение и потребление напитков в честь Переплута, по всей видимости, является остатком магического обряда с танцами и ритуальным возлиянием.
А. Гейштор “Мифология славян”

В современной славянской мифологии и фантастической литературе образ Симаргла используется редко. Пожалуй, наиболее известным современным воплощением является упоминание в повести П. Аматуни “Чао – победитель волшебников”, где Симург (аналог Симаргла) предстает в виде гигантской птицы, которая убивает змею.

Заключение

Несмотря на то, что прямых свидетельств о культе Симаргла сохранилось мало этот загадочный божественный персонаж продолжает привлекать внимание современных исследователей, которые стремятся восполнить пробелы в знаниях о языческих верованиях наших предков. И, возможно, дальнейшие изыскания помогут пролить больше света на тайну этого древнего славянского божества.

Оцените статью
[Всего: 5 Оценка: 4.8]

3 комментариев

  1. Никогда раньше не слышал про этого Симаргла! Интересная статья, много нового узнал. Оказывается, у славян были такие необычные боги. Автор молодец, все понятно объяснил

  2. Статья норм, но длинновато. Можно было покороче написать про этого бога. Хотя инфа любопытная, особенно про то, как Владимир его в пантеон добавил. Для доклада по истории пригодится.

  3. Круто, что кто-то еще интересуется славянскими богами! А то все только про скандинавов пишут. Про Симаргла мало где можно найти информацию, а тут все подробно расписано. Автору респект за исследование!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *