А.А. Шишкин "Стрибог-хозяин ветров"
А.А. Шишкин "Стрибог-хозяин ветров"

Стрибог – Древнейший бог ветра и воздушных стихий у восточных славян
4.8 (4)

В пантеоне языческих богов наших предков особое место занимал Стрибог – загадочное и могущественное божество, олицетворявшее ветер и воздушные потоки. Хотя письменные источники скупо освещают его культ, следы почитания Стрибога просматриваются в топонимике, фольклоре и обрядах восточных славян. Образ этого бога поражает своей древностью и глубокой связью с жизненно важными природными циклами.

Загадки происхождения

О происхождении Стрибога ходят разные легенды. По одной из них, он был сыном самого Сварога – прародителя богов и вселенной. Но в отличие от других детищ Сварога, Стрибог не был рожден ударом молота по наковальне, а возник из собственного дыхания отца. Это делало бога ветра своеобразным “вечным дыханием” творца природы.

Имя Стрибога лингвисты трактуют по-разному. Некоторые выводят его из праславянского корня sъter- (“распространять”, “протягивать”), связывая с вездесущей, стихийной природой ветра. Другие переводят как “прыгающий бог”, что могло указывать на скачущий, порывистый характер воздушных потоков.

Stri на моравском наречии значит воздух: Стрибог есть бог воздуха; его внучата были ветры: «се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы!» – говорит певец о полку Игореве. Уже для ясности саги о ветре, веющем стрелы, нужно было поэту напомнить имя метателя стрел, деда, Перуна, и поэт зовет его Стрибогом.

Касторский М. И. “Мифология славян. Обзор и комментарии”

Популярна также гипотеза об индоиранском происхождении теонима. В переводе с древнеиранского “стрибага” означает “верховный бог”. Не исключено, что первоначально Стрибог занимал куда более высокое положение в иерархии славянского пантеона.

Властелин ветров

"Стрибог" А.А. Кононенко
“Стрибог” А.А. Кононенко

Согласно В.В. Иванову, слово «стрибог» имеет индоевропейские корни и связано с dievas-pater, что переводится как «отец-небо». Эта гипотеза перекликается с тем, что упоминается в «Слове о полку Игореве». Учитывая эти данные и то, что Стрибог присутствует в пантеоне Владимира, можно сделать вывод, что он мог быть божеством ветров или даже небесным богом, отражая архитипичный образ «отец-небо». То есть Стрибог, по сути, считался прародителем не только ветров, но и всего сущего.

«Быти грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великаго! О Руская земле, уже за шеломянем еси! Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы. Земля тутнет, рекы мутно текуть; пороси поля прикрывают; стязи глаголют…».
Слово о полку Игореве… С. 14

Его культ имел широкое распространение на Руси, о чем говорят многочисленные топонимы, связанные с именем бога (Стрибожье озеро, река Стрибок и пр.). Идолу Стрибога поклонялись наряду с Перуном и другими главными божествами после религиозной реформы князя Владимира в 980 году.

Вместе с тем, историки допускают, что первоначально Стрибог мог восприниматься как верховный бог. На это намекают упоминания о его особом статусе в некоторых фольклорных источниках. В частности, в “Песнях птицы Гамаюн” Стрибог именуется “вечным дыханием” самого Рода – верховного прародителя всего сущего.

О Стрибоге в первую очередь известно из «пантеона» князя Владимира, т.е. из источника конца XI в., в котором его имя помещено между Дажбогом и Симарглом. Оттуда он попал в гомилетические поучения, часто повторяющие иногда с сокращениями список из «Повести временных лет».
А. Гейштор “Мифология славян”

Семейство Стрибога

По древним поверьям, от Стрибога произошло многочисленное “ветреное” семейство. Основными его сыновьями считались Вихрь-Посвист (олицетворение северного ветра) и Погода-Догода (теплый южный ветер). У них, в свою очередь, имелись многочисленные “внуки” Стрибога, каждый из которых отвечал за свой сорт ветра.

К божествам природы принадлежат: Стрибог, которого внуками «Слово о полку» называет ветры; русалки, имя которых производится от корня рус – блистать, следовательно, они божества светлые. Из небесных вод, где прежде помещали их, они переведены в воды земные и получили назначение древних нимф.

Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.”

Так, Сиверко воплощал студеный северный ветер, Суховей – знойный южный, Полуденник – приятный ветерок в полдень, а Сарма и Джут предвещали ледяные дожди и крепкие морозы. В образах этих “ветряных” персонажей ярко отражались наблюдения славян за изменчивыми сезонными ветрами.

Символы и атрибуты

"Поклонение Стрибогу" Гравюра из книги Г. А. Шлейссинга «Древняя и новая религия московитов», 1698
“Поклонение Стрибогу” Гравюра из книги Г. А. Шлейссинга «Древняя и новая религия московитов», 1698

Наделенный огромной разрушительной и одновременно животворящей силой, Стрибог издревле олицетворял собой непостоянство и круговорот природы. Не случайно его принято изображать с единственным глазом, как скандинавского Одина или других языческих богов ветра.

Если искать для Стрибога мифологический контекст, то легче всего будет его найти в сфере атмосферных явлений и их обожествления. В индоевропейском материале ветрам как опасным, так и полезным, уделяется значительное внимание; они становятся частью религиозной картины мира.

А. Гейштор “Мифология славян”

Основным символом Стрибога была стилизованная спираль или завихрение, напоминающее крылья ветряной мельницы. Именно такие знаки, называемые “стрибожич” или “вихрь”, наносились на домашнюю утварь, вышивались на одежде, встречались в домовой резьбе.

С одной стороны, оберег Стрибога славяне носили как оберег от ветров-разрушителей, града, пожаров и других стихийных бедствий. С другой, он служил талисманом авантюристам и смельчакам, которые искали удачу и признание. Так отражалась двойственная природа самого Стрибога – грозного и благостного одновременно.

Если Дажьбог в какой-то мере может быть сопоставлен с солнечным Аполлоном-Гойтосиром, то Стрибог остается в значительной мере неразъясненным. Наиболее приемлемым представляется суждение М. Вей: Стрибог – «Бог-отец» («pater bhagos»), аналогичный Юпитеру. А в таком случае слово «Стрибог» является не столько собственным именем, сколько эпитетом, определением верховного божества как отца Вселенной. Сварог («Небесный), Стрибог („Бог-отец“) и, как увидим далее, Род („Рождающий“) – все эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах.

Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси”

Наследие и значение

В целом культ Стрибога отражал непростое, полное почтительного страха отношение славян к ветру как всемогущей силе природы. Убедившись в ее способности как созидать, так и разрушать плоды человеческого труда, наши предки возвели ветер в ранг одной из главных стихий мироздания.

Стрибог – Божество, наказывающее беззаконников в преисподней, и бич злодеяний в сем мире. Он так же истребитель всего видимого подобно индийскому Сибе, или разрушителю, точно как бог Живот сохранитель сходствует с индийским божеством Вишну. Его мести предавались заслужившие проклятие.

Г.А. Глинка “Древняя религия Славян”

Пришедший из глубокой архаики образ Стрибога продемонстрировал живучесть языческих верований у славян. Даже после принятия христианства, стихийный бог ветров продолжал почитаться под видом низших духов-ветров, “райских дедов”, а его знаки использовались как оберег. Культ Стрибога, бесспорно, оставил глубокий отпечаток в народной культуре и фольклоре восточных славян.

Список литературы

  • Бестужев-Рюмин К.Н. “Русская история. До эпохи Ивана Грозного.” — М.: Академический проспект; Культура, 2015.
  • Касторский М. И. “Мифология славян. Обзор и комментарии” – М.: Амрита-Русь, 2022 г.
  • А. Гейштор “Мифология славян” – М., Издательство «Весь Мир», 2014 г.
  • Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси” – Москва, Наука 1987 г.
  • Г.А. Глинка “Древняя религия Славян” – Амрита-Русь, 2022 г.
  • Воинские повести Древней Руси. — Л.: Лениздат, 1985 г.
Оцените статью
[Всего: 4 Оценка: 4.8]

Один комментарий

  1. Повесть временных лет – “…И нача къняжити Володимеръ в Кыеве единъ. И постави кумиры на хълму вне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а оусъ златъ, и Хърса, Дажьб’а и Стриб’а, и Съмарьгла, и Макошь.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *