"Перун-громовержец" А. Шишкин
"Перун-громовержец" А. Шишкин

Культ Перуна в Древней Руси и Его Наследие
4.9 (10)

В пантеоне славянских божеств Перун занимает особое место. Этот величественный громовержец был не только главой пантеона, но и покровителем князей и дружины, символом справедливой власти и воинской доблести. Его культ распространился далеко за пределы Киевской Руси, затрагивая земли от Балтики до Причерноморья. Несмотря на христианизацию Руси, образ Перуна продолжал жить в народной памяти, отражаясь в фольклоре и языке. Давайте погрузимся в увлекательную историю этого легендарного славянского божества.

Происхождение и сущность Перуна

М. Пресняков "Перун"
М. Пресняков “Перун”

Имя Перуна происходит от праславянского *Perunъ, этимология которого восходит к глаголу *perti, *pьrǫ, означающему “ударять, бить”. Таким образом, Перун – это “бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)”. Это созвучно с именами громовержцев у других индоевропейских народов, таких как литовский Перкунас, латышский Пэркунс, древнеиндийский Парджанья и хеттский Пирва.

Перун есть форма Русских Славян, как древних (например, в договоре с Греками Игоря и Святослава: «да имеем клятву от бога, в него же веруем, в Перуна» и пр.), так и новых. Та же форма употреблялась и у Чехов: Вацерад пишет B Mater verborum – Perun; у Поляков, с перенесением ударения, находим piorun в значении громового удара.

Паром, Перун, впоследствии главный бог, Бог Богов юго-восточных славян, был для них, по выражению Прокопия, знавшего на Дунае праотцов сей половины, Господь си Вселенные (Dominus huius universitatis), по сказанию Гельмольда, обитал на небесах; народное предание у Словаков помещает его за облаками, оттуда он смотрит на деяния людские; сила его коренным образом заключается в его власти над молнией и громом: Прокопий зовет его творящим молнию (effector fulzuris). Его имя Громовник.

М.И. Касторский “Мифология славян”

Согласно древним славянским мифам, Перун являлся одним из сыновей великих богов Сварога и Лады. Будучи младшим среди Сварожичей, он с юных лет взвалил на себя ответственную миссию – защищать мир Яви от темных сил Нави. Юному Перуну пришлось вступить в схватку со зловещим Скипер-Зверем, прислужником Чернобога. Хоть первое сражение и закончилось поражением, Перун сумел в конце концов одержать верх над чудовищем, освободив своих сестер Лелю, Живу и Морену из-под его власти.

Этот героический поступок навсегда снискал Перуну славу могущественного воина и мудрого правителя. Неслучайно, что когда князь Владимир устанавливал общегосударственный языческий культ, Перун был поставлен во главе пантеона, восседая на почетном месте. Как отмечают исследователи, эта реформа была призвана укрепить позиции молодого Древнерусского государства, нуждавшегося в сильном покровителе князя и его дружины.

Образ Перуна как идеального правителя

Перун во многих мифах и преданиях предстает как величественный воин, “царь” богов. Он наделен не только несокрушимой силой, но и мудростью, справедливостью, любовью к своему народу. Недаром именно Перуну приписывается победа над мраком и его могущественным повелителем. Эти качества и возвели Перуна на вершину славянского пантеона, сделав его воплощением идеального правителя.

Сам путь Перуна к лидерству среди богов проложен через героические подвиги. Юный бог, пусть и потерпев первое поражение, проявил несгибаемую волю, решимость и преданность своему долгу. Эти качества были высоко оценены его сородичами, что и предопределило его триумфальное восхождение.

Любопытно, что в образе Перуна отразились и черты, характерные для идеального супруга и отца. Женившись на прекрасной Диве-Додоле, он создал счастливую семью, произведя на свет могущественную богиню Девану. Перун предстает как любящий муж и заботливый отец, что лишь укрепляет его авторитет среди божественных и человеческих обитателей мира Яви.

В славянской традиции Перун противопоставлялся богу Велесу, олицетворявшему скотоводство и торговлю. Эти две божественные сущности находились в постоянном противостоянии, отражая древний конфликт между небом и землей, войной и миром.

Культ Перуна: от Киева до Новгорода

"Воздвигнутый по повелению Владимира идол Перуна в окружении бесов" Миниатюра из Радзивилловской летописи
“Воздвигнутый по повелению Владимира идол Перуна в окружении бесов” Миниатюра из Радзивилловской летописи

Древнейшие и наиболее подробные сведения о Перуне, содержатся в летописном своде “Повесть временных лет”, создание которого датируется началом XII века. В этом историческом источнике мы обнаруживаем упоминания о торжественных клятвах Перуном, данных русскими в ходе заключения договоров с Византийской империей после завершения русских военных походов на Константинополь в Х веке. Так, в договоре 907 года русские поклялись “своим оружием и Перуном, своим богом”, а спустя четыре десятилетия, в 944 году, они вновь обратились к Перуну как к своему главному божеству при заключении очередного соглашения с Византией.

Цесарь же Леонъ съ Александром миръ створиста съ Ольгом, имъшеся по дань, и ротѣ заходивше межи собою, целовавше сами крестъ, а Ольга водиша и мужий его на роту по рускому закону: кляшася оружьемь своимъ, и Перуномъ, богомъ своимъ, и Волосом, скотьимъ богомъ, и утвердиша миръ

Повесть временных лет

Широкое распространение и прочное укоренение культ Перуна получил в Киевской Руси. Летописные свидетельства рассказывают, как князь Владимир установил в Киеве грандиозный идол Перуна, возвышавшийся над всеми остальными божествами пантеона. Аналогичные святилища Перуна были воздвигнуты и в других крупных городах, таких как Новгород.

Главным богом он поставил в Киеве Перуна – голова у того была серебряная, ус золотой, а также на киевском холме появились и все остальные языческие божества – Хоре, Дажбог, Стрибог, Симаргл (Сим и Регл) и Мокошь – в виде деревянных идолов.
«И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
С. Соловьев “История России”

Интересно, что образ Перуна, как правило, ассоциировался с возвышенными местами – холмами, горами. Исследователи связывают это с лингвистическими параллелями, проводимыми между именем громовержца и индоевропейскими корнями, обозначавшими горы и возвышенности. Именно на таких возвышенностях, согласно летописям, и стояли его монументальные статуи.

Уже в VI в., по свидетельству. Прокопия, славяне признавали повелителем Вселенной одного бога громовержца, т.е. Перуна. По нашей Начальной летописи, Перун является главным божеством русских славян рядом с Велесом, который характеризуется названием «скотьего бога в смысле покровителя стад. Общественное богослужение еще не установилось, и даже в последние времена язычества видим только слабые его зачатки.

Ни храмов, ни сословия жрецов не заметно; на открытых местах ставились изображения богов, пред которыми совершались некоторые обряды и приносились требы, т.е. жертвы. Так, в Киеве на холму стоял идол Перуна, пред которым Игорь в 945 г. приносил клятву в соблюдении заключенного с греками договора. Владимир, утвердившись в Киеве в 980 г., поставил здесь на холму идолы Перуна, Хорса, Дажбога, Стрибога и других богов, которым князь и народ приносили жертвы, даже человеческие.
В.О. Ключевский “Краткое пособие по Русской истории”

Культ Перуна тесно переплетался и с культом священного дуба – его главного атрибута. Могучие вековые дубравы были излюбленными местами для поклонения богу-громовержцу, а обрубленные деревья, в которые ударяла молния, воспринимались как его непосредственное жилище. Неслучайно, что в некоторых местностях вплоть до XV века сохранялись предания о “Перуновых дубах”.

Кроме того, в народной культуре сохранились представления о “громовых стрелах” – ископаемых моллюсках и каменных орудиях, которые считались оружием Перуна. Им приписывались магические свойства, а амулеты в форме топориков связывались с дружинной средой, находившейся под покровительством бога-громовержца.

Бог, управляющий небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти дни; его немилость могла обречь на голод целые племена. День Рода-Перуна («Ильин день» 20 июля) был самым мрачным и самым трагическим днем во всем годовом цикле славянских молений. В этот день не водили веселых хороводов, не пели песен, а приносили кровавые жертвы грозному и требовательному божеству. Знатоками обрядности и точных календарных сроков молений были жрецы-волхвы и ведуньи-знахарки, появившиеся еще в первобытную эпоху.

Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси”

Свержение Перуна и его “второе рождение”

Победа христианства на Руси, конечно же, не прошла бесследно для Перуна. Согласно летописным свидетельствам, по приказу князя Владимира идолы Перуна и других языческих богов были свергнуты и уничтожены. В Новгороде же их участь была особенно драматична – идол Перуна был сброшен в реку Волхов с поношением и избиением. По мнению Л. Н. Гумилева народ и сам уже был недоволен изменениями проводимыми жрецами Перуна:

В ІХ в. Перун стал жестоким, и воинственным. Его западный аналог Святовит на острове Руге (Рюген) требовал себе в жертву крови датских и немецких пленников. Восточный Перун стал поступать так же. И даже больше: при нехватке пленных он принимал кровь своих, отобранных по жребию. Для южных славян, привыкших к митраистским мистериям и христианским обедням, эти нравы казались чудовишными, а северные князья и варяги теряли популярность в столице, где их богов называли бесами.

Гумилев Л. Н. “Древняя Русь и Великая степь”

Языческие верования оказались необычайно живучими. Многие люди продолжали верить в Перуна и других богов, оказывая ожесточенное сопротивление новой религии. Летопись сообщает о массовых драках, вспыхивавших в Новгороде между приверженцами христианства и язычниками. Эти конфликты ассоциировались с поминальными тризнами по “умершему” Перуну.

В народной памяти Перун не исчез бесследно, а продолжал жить, трансформируясь и сливаясь с образами христианских святых, прежде всего – пророка Ильи. Об этом свидетельствуют и многочисленные фольклорные источники, в которых Перун фигурирует под разными именами, сохраняя при этом свои основные атрибуты – молнию, гром, дуб.

Хосе де Рибера "Святой Илия"
Хосе де Рибера “Святой Илия”

Более того, исследователи полагают, что Перун, подобно своему мифологическому прообразу, пережил “второе рождение”. Его образ, переосмысленный в христианской традиции, стал основой для почитания Ильи-пророка, которому приписывались многие функции и свойства, ранее принадлежавшие Перуну. Таким образом, языческий громовержец обрел “вторую жизнь” в христианской культуре, продолжая оставаться одним из ключевых персонажей народных верований.

Заключение

Перун, несомненно, является одним из самых ярких и значимых божеств славянского пантеона. Его культ, зародившись в Киевской Руси, распространился далеко за ее пределы, затрагивая множество народов. Образ Перуна как идеального правителя, могучего воина и покровителя князей и дружины сыграл ключевую роль в укреплении древнерусской государственности.

Хотя христианство вытеснило языческие верования, Перун продолжил жить в фольклоре, трансформируясь и обретая новые черты. Его образ, воплотившийся в почитании Ильи-пророка, сохранил свою значимость вплоть до наших дней. Это свидетельствует о глубоких корнях, которыми Перун был укоренен в народном сознании, и придает этому древнему божеству поистине легендарный статус.

Список литературы

  • Гумилев Л. Н. “Древняя Русь и Великая степь” – М.: Мысль, 1989 г.
  • Касторский М. И. “Мифология славян. Обзор и комментарии” – М.: Амрита-Русь, 2022 г.
  • Ключевский В.О. “Краткое пособие по русской истории” – М.: Рассвет, 1992 г.
  • Воинские повести Древней Руси. — Л.: Лениздат, 1985 г.
  • Соловьев С. М. “История России с древнейших времен”, книга I, – Издательство Социально экономической литературы, 1962
  • Рыбаков, Б.А. “Язычество древней Руси” – Москва, Наука 1987 г.
Оцените статью
[Всего: 10 Оценка: 4.9]

7 комментариев

  1. Спорит с викингом раввин.
    Спор заведомо бесплоден.
    — Бог один. И он — не Один!
    — Один — бог! И не один.

  2. Оружием Перуна были лук со стрелами, а также боевой топор и палица. Перун бросал свои молнии в деревья, из-за чего те часто загорались, и иногда попадал в дома. Поэтому наши предки вырезали на избах круги с шестью спицами, называемые «громовыми знаками», чтобы защититься от молний и гнева бога.

  3. В славянской мифологии Перун изображался зрелым мужчиной. Его отличительными чертами были седые волосы, напоминающие серебро, а также золотистые усы и борода. Согласно народным сказаниям, Перуна иногда представляли небесным наездником. Он мог скакать по облакам верхом на коне или мчаться в колеснице. Люди верили, что громовые раскаты – это звук, производимый его повозкой, несущейся по небу.

  4. Очень интересная статья! Никогда не задумывался, что культ Перуна был таким значимым в истории Древней Руси. Хорошо, что авторы напоминают об этом, ведь многие забывают об истоках.

  5. Перун — это не просто бог-громовержец, а важная часть культуры славян. Статья подробно рассказывает о его влиянии даже после крещения Руси, что добавляет глубины пониманию нашей истории.

  6. Замечательно изложено про связь Перуна с дубами и молнией. Приятно видеть, что языческие традиции нашли отражение даже в христианстве.

  7. После прочтения статьи возникло желание глубже изучить славянскую мифологию. История Перуна вдохновляет и заставляет задуматься о роли древних богов в современном мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *