Славянская мифология всегда была овеяна тайнами и загадками. Среди многочисленных божеств древних славян выделяется фигура Велеса (или Волоса) – могущественного бога, связанного с домашним скотом, зверями и богатством. Его культ восходит к глубокой древности и имеет множество параллелей в других индоевропейских традициях. В этой статье мы рассмотрим главные аспекты почитания Велеса, его роль в славянском пантеоне и следы его наследия в фольклоре и обычаях.
Велес и Волос: две ипостаси одного божества?
Исследователи до сих пор спорят, являлись ли Велес и Волос разными богами или это были всего лишь разные имена одного и того же божества. Некоторые утверждают, что Велес – специфически восточнославянское божество, тогда как Волос почитался западными и южными славянами. Другие считают, что изначально это было одно божество, позже расщепившееся на два образа.
По причине пользы, получаемой от скота, коего сей бог почитался покровителем, после Перуна, бога ужаса, Волосу, подателю через сохранение скота великих польз и благ людям, воздавалось величайшее почитание. Самое имя означает его велечтимым: ибо Велес, через толкование слова, значит велий есть, т. е. великий, а Волос, володеющий, т. е. обладатель. Сие высокое почитание к нему славян видно в летописях из договоров Святослава с греками, когда в соблюдении мира греки присягали целуя крест и Евангелие, а Святослав, вынув из ножней саблю, клялся над нею Перуном и Велесом богом скотьим.
“Древняя религия Славян” Г.А. Глинка
Функции и мифологические параллели
По летописным источникам, Велес был вторым по значимости божеством после громовержца Перуна и ассоциировался со златом и скотоводством. В киевском пантеоне идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса – внизу, на Подоле. Это отражало социальное деление их культов: Перун был более почитаем княжеской элитой, а Велес – простым народом.
В реконструируемом основном мифе Велес был змееподобным богом, обитавшим на земле и похищавшим скот и жену Перуна. Небесный громовержец преследовал его, заставляя прятаться под деревьями, камнями и обращаться в разные обличья. Эти мотивы имеют яркие параллели в ведийской и греческой мифологиях.
Велесов след в топонимике и фольклоре
Следы почитания Велеса просматриваются во многих топонимах (город Волосово, река Велесовка), а также в известном упоминании песнотворца Бояна как “Велесова внука” в “Слове о полку Игореве”. В народных обычаях ему жертвовали “волосовы бороды” – несколько несжатых стеблей хлеба. Существуют параллели между Велесом и образом медведя – хозяина зверей.
Ссылаясь на труды А. Н. Веселовского и Н. М. Гальковского, Б. А. Рыбаков в книге “Язычество древних славян. М.: Наука, 1994.” рассматривает близкую связь Велеса с “культом мертвых, предков, душ умерших” [с. 424], выделяя также связь этой концепции с почитанием духа медведя, распространившегося позднее на мир мертвых [с. 425].
При анализе медвежьего культа, который является доминирующим тотемным образом у северных народов с времен палеолита [с. 108], исследователь указывает на народное название созвездия Плеяд — “Волосыни”, “Волосожары”, которые, согласно древним поверьям, приносили удачу в охоте на медведя. Это позволяет Рыбакову сделать вывод о том, что Волосом было названо самое древнее из славянских божеств, которое унаследовало архаичный культ медведя [с. 107].
Кроме того, А. А. Коринфский в исследовании “Народная Русь: круглый год сказаний, поверий и обычаев русского народа. М.: АСТ, 2011” определял Велеса как тура — “быка с человеческим лицом” [с. 178]. Б. А. Рыбаков также подчеркивает, что тур является второй формой “скотьего бога”, распространенной на юге, в то время как медведь популярен на севере. Очевидно, что нахождение Плеяд-Волосыней в созвездии Тельца имеет прямую связь с “скотьим богом”.
Христианская трансформация образа
“Велес, 1905.” Микулаш Алеш
После принятия христианства культ Велеса постепенно трансформировался и слился с почитанием святого Власия – покровителя домашнего скота. Языческое имя Волос было переосмыслено как вариант христианского Власий. Однако в народной традиции долго сохранялись двоеверные представления, где Власий сливался с прежним скотьим богом.
Велес как демонический персонаж
В христианский период Велес нередко стал восприниматься как демоническая фигура, языческое наследие. Он ассоциировался с лешим, чертом, нечистой силой. Подобные представления были распространены в западнославянских землях. Имя Велес иногда связывали с понятиями смерти и загробного мира.
Заключение
Неоднозначный и загадочный образ Велеса вызывает жаркие споры среди исследователей славянского язычества. Было ли это самостоятельное божество или ипостась какого-то более древнего индоевропейского бога? Как соотносились Велес и Волос? Однако очевидно, что культ этого скотьего божества имел глубокие корни и большое значение для древних славян, занимавшихся скотоводством. Велес олицетворял плодородие, богатство стадами и самые важные жизненные ценности того времени. Его наследие продолжает жить в топонимах, преданиях и обрядах славянских народов.
Велес редко принимал человеческий облик, чаще являясь славянам в виде змея (дракона) или крупного животного.
Он покровитель скота, диких зверей, а также торговли и изобилия. Поэтому в руках у него был знаменитый Рог изобилия, на голове – медвежья шкура, а у ног находились телец и овен.
Велес рассматривается как соперник Перуна и проводник в царство мёртвых, поэтому он обитает на мира живых и мира мёртвых, в отличие от светлых богов, живущих в Ирии и тёмных, обитающих в Пекельном царстве
Согласно литературной легенде, идолу Велеса поклонялось племя ильменских словен. В рассказе XVII века о грамоте Александра Македонского, якобы данной предкам словен, говорится: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца».