А. Шкурко «Велес – бог трех миров»
А. Шкурко «Велес – бог трех миров»

Велес – Загадочный бог скота и богатства в славянской мифологии
4.8 (6)

Славянская мифология всегда была овеяна тайнами и загадками. Среди многочисленных божеств древних славян выделяется фигура Велеса (или Волоса) – могущественного бога, связанного с домашним скотом, зверями и богатством. Его культ восходит к глубокой древности и имеет множество параллелей в других индоевропейских традициях. В этой статье мы рассмотрим главные аспекты почитания Велеса, его роль в славянском пантеоне и следы его наследия в фольклоре и обычаях.

Велес и Волос: две ипостаси одного божества?

Исследователи до сих пор спорят, являлись ли Велес и Волос разными богами или это были всего лишь разные имена одного и того же божества. Некоторые утверждают, что Велес – специфически восточнославянское божество, тогда как Волос почитался западными и южными славянами. Другие считают, что изначально это было одно божество, позже расщепившееся на два образа.

Функции и мифологические параллели

Щекатихина-Потоцкая (Чеко-Потоцкая) А.В. "Идол Велеса, 1900."

Щекатихина-Потоцкая (Чеко-Потоцкая) А.В. “Идол Велеса, 1900.”

По летописным источникам, Велес был вторым по значимости божеством после громовержца Перуна и ассоциировался со златом и скотоводством. В киевском пантеоне идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса – внизу, на Подоле. Это отражало социальное деление их культов: Перун был более почитаем княжеской элитой, а Велес – простым народом.

В реконструируемом основном мифе Велес был змееподобным богом, обитавшим на земле и похищавшим скот и жену Перуна. Небесный громовержец преследовал его, заставляя прятаться под деревьями, камнями и обращаться в разные обличья. Эти мотивы имеют яркие параллели в ведийской и греческой мифологиях.

Велесов след в топонимике и фольклоре

Печать Велеса
Печать Велеса

Следы почитания Велеса просматриваются во многих топонимах (город Волосово, река Велесовка), а также в известном упоминании песнотворца Бояна как “Велесова внука” в “Слове о полку Игореве”. В народных обычаях ему жертвовали “волосовы бороды” – несколько несжатых стеблей хлеба. Существуют параллели между Велесом и образом медведя – хозяина зверей.

Ссылаясь на труды А. Н. Веселовского и Н. М. Гальковского, Б. А. Рыбаков в книге “Язычество древних славян. М.: Наука, 1994.” рассматривает близкую связь Велеса с “культом мертвых, предков, душ умерших” [с. 424], выделяя также связь этой концепции с почитанием духа медведя, распространившегося позднее на мир мертвых [с. 425].

При анализе медвежьего культа, который является доминирующим тотемным образом у северных народов с времен палеолита [с. 108], исследователь указывает на народное название созвездия Плеяд — “Волосыни”, “Волосожары”, которые, согласно древним поверьям, приносили удачу в охоте на медведя. Это позволяет Рыбакову сделать вывод о том, что Волосом было названо самое древнее из славянских божеств, которое унаследовало архаичный культ медведя [с. 107].

Кроме того, А. А. Коринфский в  исследовании “Народная Русь: круглый год сказаний, поверий и обычаев русского народа. М.: АСТ, 2011” определял Велеса как тура — “быка с человеческим лицом” [с. 178]. Б. А. Рыбаков также подчеркивает, что тур является второй формой “скотьего бога”, распространенной на юге, в то время как медведь популярен на севере. Очевидно, что нахождение Плеяд-Волосыней в созвездии Тельца имеет прямую связь с “скотьим богом”.

Христианская трансформация образа

"Велес, 1905." Микулаш Алеш

“Велес, 1905.” Микулаш Алеш

После принятия христианства культ Велеса постепенно трансформировался и слился с почитанием святого Власия – покровителя домашнего скота. Языческое имя Волос было переосмыслено как вариант христианского Власий. Однако в народной традиции долго сохранялись двоеверные представления, где Власий сливался с прежним скотьим богом.

Велес как демонический персонаж

В христианский период Велес нередко стал восприниматься как демоническая фигура, языческое наследие. Он ассоциировался с лешим, чертом, нечистой силой. Подобные представления были распространены в западнославянских землях. Имя Велес иногда связывали с понятиями смерти и загробного мира.

Заключение

Неоднозначный и загадочный образ Велеса вызывает жаркие споры среди исследователей славянского язычества. Было ли это самостоятельное божество или ипостась какого-то более древнего индоевропейского бога? Как соотносились Велес и Волос? Однако очевидно, что культ этого скотьего божества имел глубокие корни и большое значение для древних славян, занимавшихся скотоводством. Велес олицетворял плодородие, богатство стадами и самые важные жизненные ценности того времени. Его наследие продолжает жить в топонимах, преданиях и обрядах славянских народов.

Оцените статью
[Всего: 6 Оценка: 4.8]

4 комментариев

  1. Велес редко принимал человеческий облик, чаще являясь славянам в виде змея (дракона) или крупного животного.

  2. Он покровитель скота, диких зверей, а также торговли и изобилия. Поэтому в руках у него был знаменитый Рог изобилия, на голове – медвежья шкура, а у ног находились телец и овен.

    1. Велес рассматривается как соперник Перуна и проводник в царство мёртвых, поэтому он обитает на мира живых и мира мёртвых, в отличие от светлых богов, живущих в Ирии и тёмных, обитающих в Пекельном царстве

  3. Согласно литературной легенде, идолу Велеса поклонялось племя ильменских словен. В рассказе XVII века о грамоте Александра Македонского, якобы данной предкам словен, говорится: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *